Найти тему
Letterstetics

С чего начать изменения

Первое, что надо сделать, чтобы почувствовать качественное улучшение в жизни — реально проанализировать, какой результат приносят твои действия. Реально — значит не скрывая и не оправдывая негативные последствия, и не принижая важности положительных.

То есть, если что-то плохо влияет на твоё здоровье, материальное состояние, отношения с близкими или другие сферы жизни, признай, что это неправильно. Не пытайся взвешивать вред и пользу, если вред есть, то никакая польза не перекрывает его. Не сразу, а постепенно откажись от этого, не придавая неудачам значения большего, чем они заслуживают. А заслуживают они анализа и соответствующих выводов. Главное, что должно произойти — это укоренение идеи о необходимости изменений.

Внедрение идеи — сложный процесс, потому что обычно она диаметрально противоположна привычным установкам. Это значит, что для её осуществления, мозгу надо будет потратить больше энергии, получив меньше нейромедиаторных поощрений, ведь он ещё не умеет получать удовольствие от новых стимулов.

Мозг действует прагматично: изменения — это риск, а риск — это возможные ухудшения жизни. Видимо, отсюда и идёт выражение «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Но без изменений не происходит развития, и иногда надо идти на риск. Особенно когда речь о том, как ты проживёшь свою жизнь.

Опасения мозга небезосновательны. Отказ от привычной жизни почти неизбежно повлечёт ухудшения в какой-нибудь сфере. Когда я решил измениться, моя зарплата снизилась в два раза, при сохранении долговой нагрузки. Мне стало хватать только на еду и кредиты. Отношения с друзьями также могут натянуться, ведь ты перестаёшь участвовать в привычных играх и ритуалах. Один старый друг, когда я сказал ему, что не буду общаться с ним, если он пьян, думал, что я зазнаюсь, а не о том, что его поведение ранит мои чувства. Не стоит концентрироваться на негативе (хоть это и естественная реакция) – это временно. И чем глубже укоренилась идея, тем быстрее сложности пройдут.

Вначале мозг сопротивляется изменениям, его в прямом смысле приходится уговаривать. Для этого необходимо получать как можно больше информации о вреде и пользе тех или иных действий. То есть нужно погрузиться в волнующую проблему, изучить её. И тут ты можешь использовать особенности своего восприятия. Если тебе нравится читать — читай, если смотреть — смотри, любишь слушать — слушай. Если информация практическая, старайся сразу что-то применить. Теоретическую лучше записывать.

Второе необходимое действие на пути изменений — ограничение вредных дофаминовых стимулов. Запомни — мозг легко соглашается делать то, что приносит дофаминовые поощрения. Дофамин отвечает за нашу мотивацию. Его уровень повышается при мыслях о действии, которое приносит удовлетворение, и после его совершения. Выброс дофамина сопровождается приятными ощущениями. Он толкает нас к новому и к повторению проверенного.

Так как процесс естественный, он проходит незаметно. Это далеко не амфитоминовый эффект. Однако запускается он гораздо чаще, чем мы думаем. Поэтому мы не замечаем, как подсаживаемся на лёгкие дофаминовые стимулы. Дофамин вырабатывается при приёме пищи (особенно сладкого), при получении новой информации (любознательность — это свойство мозга), просмотре видео, фильмов или сериалов, прослушивании музыки, занятии сексом и мастурбации, во время физических упражнений, в процессе игр, употребления алкоголя и наркотиков и других действиях, которые мозг распознаёт как приятные или полезные, призывая к повторению.

Каждое занятие влияет на уровень дофамина по-разному. Некоторые повышают его сразу — это быстрый или лёгкий дофамин, другие после достижения определённого результата — это сложный или продуктивный дофамин. Например, употребление алкоголя очень быстро и сильно повышает уровень дофамина, что при отсутствии осознанности и контроля приводит к зависимости. Чтобы получить похожую дозу дофамина на работе, придётся дождаться зарплаты.

Количество затрачиваемой энергии определяет, насколько привлекательным является средство достижения удовлетворения. Здесь нужно иметь в виду, что помимо дофамина в процессе активности вырабатываются и другие нейромедиаторы и гормоны. А значит, идёт непосредственная связь с эмоциями, с которыми ассоциируется действие. При выборе между скучным и долгим или быстрым и весёлым мозг будет склонять ко второму варианту. При этом успешно рационализируя его. Исключение составляют жизненно важные процессы.

Пока лёгкий дофамин ворует у тебя энергию для реализации потенциала, изменения не наступят. Именно отказ от быстрого удовлетворения освобождает силы для реальных шагов к изменениям. Лишаясь привычных стимулов, мозг учится получать удовольствие от более сложных занятий. Мне пришлось сильно снизить время, проводимое в соцсетях, отказаться от компьютерных игр (благо играл я всегда мало), уменьшить потребление фильмов и особенно сериалов, ограничить себя в алкоголе и в использовании телефона. Освободившуюся энергию я направил на каждодневные зарядки, медитации, принятие контрастного душа, на занятие творчеством, и его монетизацию, погружение в интересующие сферы духовного, материального и физического развития.

Кстати, начинал я с изменения физических привычек. И я чувствую, как меня тянет всё к более сложным задачам, ведь результат от них весьма ощутим. Однако это всё также остаётся ежедневной борьбой за каждые 15 минут моего времени. Угрызениями совести за лень и слабость и минутами гордости за пересиливание себя. Но общие ощущения от жизни стали гораздо полнее и интенсивнее. Я в прямом смысле чувствую, что живу, а раньше я так только думал. И я знаю, что могу ещё больше, просто надо стараться. Каждый может.

В результате особенностей мозга, мы гораздо чаще оказываемся под воздействием лёгкого дофамина, особенно если учесть, сколько существует его вариантов. Собственно вся индустрия развлечений построена вокруг этой особенности. Эти действия, не приносящие фактической пользы — главные препятствия на пути к полноценной жизни. Они отнимают время и ресурсы для занятий продуктивными делами, которые могли бы оказать влияние на то, как мы живём. Необходимо осознать, что это не свойство личности, не характер, а просто запрограммированная реакция. Реакция, которую можно обойти с помощью контроля и осознанности. Именно в них кроется настоящая свобода.