Найти тему
ОколоТехники

История Дж. Делориана - одна из самых ярких глав в автомобильной истории

Оглавление

Для всех, кто смотрел фильм « Назад в будущее» в детстве, имя DeLorean ассоциируется с футуристичной машиной времени. Однако следует знать, что Джон Закари ДеЛориан уже был яркой фигурой в автомобильном мире 1960-х годов. Он прославился своим талантом, но в конце жизни не смог дистанцироваться от финансовых скандалов и скандалов с контрабандой кокаина. Парадоксально, но сейчас Джона Делориана лучше всего помнят как создателя DeLorean DMC-12 , хотя его наследие в автомобильной истории гораздо более значимо.

Джон Делориан
Джон Делориан

Выросший в Детройте в семье иммигрантов из Румынии и Венгрии, он много работал, чтобы обеспечить себя. Дома никто не говорил по-английски, его отец работал на заводе Ford и постоянно пил, а мать подрабатывала случайными заработками, чтобы прокормить семью. В книге Dream Maker: The Rise and Fall of John Z. DeLorean цитируются его слова: «Вы не можете понять, что такое бедность, пока не узнаете, насколько мы были бедны».

Тем не менее, талантливый молодой человек закончил инженерное образование. Получив высшее образование, он не сразу обратился к автомобильному миру – сначала какое-то время занимался продажей страхования жизни, и только позже начал работать в Chrysler , а затем в Packard . Получив некоторый опыт, ДеЛореану позвонили из General Motors, он присоединился к подразделению Pontiac в 1956 году и быстро начал подниматься по карьерной лестнице.

Он возглавил новый проект Pontiac Tempest в 1959 году, но его самые большие достижения были еще впереди. Будучи главным инженером Pontiac, ДеЛориан видел потенциал мощных автомобилей, предназначенных для бэби-бумеров. Он создал Pontiac GTO - первый настоящий маслкар, который помог ему завоевать репутацию провидца. Модель, выпущенная в 1964 году , превзошла свои планы по продажам на целых 500 процентов.

Pontiac GTO 1964
Pontiac GTO 1964

Этот успех проложил путь ДеЛореану к тому, чтобы стать главой Pontiac в 1965 году. До этого Pontiac был известен как производитель консервативных и практичных автомобилей, но новый босс изменил имидж бренда, превратив его в лидера американского автопрома по объему продаж. инженерных, дизайнерских и маркетинговых достижений. От спортивного Firebird до стильного Grand Prix — DeLorean приложил руку почти ко всем успешным проектам, созданным этим подразделением General Motors.

Как глава Pontiac, он быстро изменился: в отличие от большинства других директоров в автомобильной промышленности, он стал яркой фигурой, чем-то вроде плохого мальчика. Новые знакомства, свидания с моделями вдвое моложе его, развод с женой, тусовки со знаменитостями, вечеринки, стильные костюмы, вложения в San Diego Chargers и New York Yankees, несоблюдение корпоративного протокола — все это и многое другое сопровождало Делориана. Как только он освоил имидж рок-звезды, он даже купил Maserati Ghibli за 19 000 долларов и отказался водить автомобили General Motors.

Несмотря ни на что, в General Motors его ценили, и он стал самым молодым вице-президентом в истории компании. В 1969 году ему доверили Chevrolet — крупнейшее и важнейшее подразделение GM. Казалось неизбежным, что ДеЛориан в конце концов станет президентом этой компании, но в апреле 1973 года он шокировал всех своим заявлением о том, что он «покидает компанию, чтобы заняться делами в социальной сфере». Однако ходили слухи, что Делориана просто уволили, потому что другие руководители General Motors больше не могли его терпеть.

DeLorean DMC-12 - проект, потерпевший фиаско

-4

Теперь все внимание было приковано к тому, что ДеЛориан будет делать дальше. По сути, он мог ничего не делать, так как General Motors продолжала платить ему в соответствии с условиями расторжения его контракта. Но ему не давала покоя идея создания собственной спортивной машины, которую он уже обдумывал, когда еще работал в GM. Однако одним из условий его «развода» с General Motors было то, что он не мог работать на их конкурентов. ДеЛориан надеялся, что GM не будет рассматривать производство спортивных автомобилей ограниченным тиражом как конкуренцию, но как только он начал переговоры с другими людьми в автомобильной промышленности, он сразу же потерял деньги, которые он получал от General Motors .

Несмотря на то, что он был богатым человеком, у него не было достаточно денег, чтобы начать производство автомобилей. Поэтому DeLorean Motor Company, которую он основал в 1975 году, нуждалась в инвесторах. В то время самыми большими активами Делориана были, пожалуй, его репутация, харизма и доброе имя, поэтому он начал искать финансовых партнеров. Собрав команду специалистов и разработав первый прототип, глава компании занялся поиском места для производства автомобилей. Переговоры велись с несколькими странами, но лучше всего у Делориан дела обстояли с представителями Северной Ирландии. В 1978 году было согласовано, что завод будет построен в районе Белфаста, что будет создано 2000 рабочих мест и что DeLorean Motor Company получит около 56 миллионов фунтов стерлингов в виде инвестиций от британского правительства.

-5

Достигнув соглашения с инвесторами, DeLorean Motor Company приступила к планированию производства, но быстро поняла, что для соответствующей разработки прототипа им потребуется помощь более опытных компаний. Делориан сначала обратился к BMW и Porsche , но немцы хотели больше денег и времени, чем им предлагали. Однако Lotus Group согласилась с предложенными условиями.

Автомобиль получил название DMC-12 , где буквы представляли собой аббревиатуру названия компании, а число 12 было ссылкой на запланированную стартовую цену в 12 000 долларов. Кузов был разработан Джорджетто Джуджаро , который сделал его в своем фирменном стиле резких линий. Он появился на рынке в 1981 году и отличался футуристическим дизайном с дверями типа «крыло чайки», которые открывались вверх.

Решению использовать кузовные панели из нержавеющей стали, добавило автомобилю лишний вес. Кроме того, использование этого материала означало, что почти каждое прикосновение или царапина оставляли след на кузове. Но машина была создана так , что стиль был важнее функциональности.

Интерьер DeLorean DMC-12
Интерьер DeLorean DMC-12

При демонстрации первого прототипа ДеЛориан пообещал, что его шедевр будет соответствовать Jaguar XJ-S по техническим параметрам. Однако реальные технические характеристики вряд ли соответствовали образу спортивного автомобиля.

Автомобиль имел заднее расположение двигателя - V6 объемом 2,8 литра, позаимствованный у Renault, который выдавал в лучшем случае всего 130 л.с. Он достигал максимальной скорости 195 км/ч, а для разгона от 0 до 100 км/ч требовалось более 10 секунд.

-7

ДеЛориан надеялся, что американцам понравится его новое творение. Однако в то время экономика США была в беспорядке, люди не были уверены в своем будущем, а производственные и транспортные расходы, которые увеличились по разным причинам, означали, что DMC-12 стоил в США 25 000 долларов в 1981 году, то есть на 10 000 долларов больше, чем Corvette . Плохие первоначальные отзывы журналистов и плохое качество сборки не добавили ему популярности.

Хотя изначально компания планировала продавать около 30 000 автомобилей в год, их намерения обернулись фиаско — за несколько лет производства с конвейера сошло лишь около 9 000 DeLorean DMC-12.

Несмотря на провал, эта модель прославила имя DeLorean на весь мир, появившись в фильме 1985 года «Назад в будущее» и произведя на всех неизгладимое впечатление. Несмотря на то, что фильм не улучшил имидж автомобиля, ДеЛориан все же отправил сценаристам Роберту Земекису и Бобу Гейлу благодарственное письмо. И благодарить их действительно было за что — ДеЛориан получил от продажи игрушек достаточно денег, чтобы поправить свое финансовое положение.

-8

Конец жизни скандальной легенды

После провала проекта DMC-12 ДеЛориан погряз в долгах, но это была не единственная его проблема.

В октябре 1982 года предприниматель вновь оказался в центре внимания СМИ, когда его арестовали в лос-анджелесском отеле Sheraton Plaza с 27 кг кокаина на сумму 6,5 млн долларов. Несмотря на то, что ему грозил 60-летний срок, он провел в тюрьме всего 10 дней и был освобожден под залог в размере 2,5 миллиона долларов. После расследования и судебного разбирательства, которые длились более года, в 1984 году он был оправдан; тем не менее, его репутация бизнесмена была безвозвратно подорвана.

Его обвинили в мошенничестве, неуплате налогов и рэкете в Детройте в 1985 году. Позже он пытался создать еще одну новую автомобильную компанию, а также продавал часы под своим именем, но долги и скандалы его прошлого перечеркнули все его попытки реанимировать бизнес; он официально обанкротился в 1999 году. В 2005 году в возрасте 80 лет легенда автомобильной промышленности скончался в больнице Нью-Джерси от сердечного приступа. Красочную жизнь Джона Делориана хорошо иллюстрирует тот факт, что он похоронен в синих джинсах и черной байкерской жилетке, а на его надгробии изображен DeLorean DMC-12 с открытыми вверх дверями.

-9