Найти в Дзене

"Трещины жизни". Сказка-быль про деда и бабу

Оглавление

В детстве мы все - идеалисты.

А к чему позже приводят идеалы - также всем известно. Вот и получается, что древняя даосская мудрость: "Из чего исходим, к тому и приходим" имеет смысл. А на вопрос: "Куда приводят мечты" ответ однозначный.

Не туда, куда мечтаем. И это парадокс.

Как "хорошее "приводит к "плохому"

Выглядит как парадокс. Хотя, если подумать ...

  • Сильное переохлаждение тела вызывает сильный подъем температуры.
  • Перегрев тела вызывает озноб.

Даосы говорят:

"Дойдя до предела, вы меняете направление".

Но "идеал" - это изначально и есть "предел".

Получается, что мечтать, иметь идеалы, нужно. Иначе будем болтаться по жизни, как известное вещество в проруби.
Но идеализация сверх меры тоже ни к чему хорошему не приводит.

Как оказаться в "золотой середине"?

Как и ягодку съесть, и косточкой не подавиться? Калина на берегу речки на Смоленщине
Как и ягодку съесть, и косточкой не подавиться? Калина на берегу речки на Смоленщине

Накопление трещин жизни

Когда-то я сильно интересовался теориями старения. Не для того, чтобы стареть быстрее и эффективнее, а для "вечной молодости". Говорю же: в детстве мы все идеалисты.

Геронтологических теорий тогда было штук 100, самых распространенных. Что означает, что по серьезному, не было ни одной.

И одна из таких теорий была теория "накопления повреждений на клеточном уровне".

Считается, что в процессе жизни в клетках на разных уровнях возникают некие трещины, дефекты, повреждения, которые, накапливаясь, и приводят туда, куда мы прибыть не мечтаем.

Теорию явно подсмотрели у Природы. Это самый правильный путь.

Никогда не бывает так, чтобы в Природе в одном месте было так, а в другом так же не было.

Вся Природа устроена единообразно и работает по одним и тем же принципам.

И, кстати, о принципах.

Принципиальный человек

Для вас слово "принципиальный" звучит позитивно или наоборот? Какие люди вам больше нравятся: "принципиальные" или "бесхребетные приспособленцы"?

Мне - принципиальные.

Так меня научили в школе. Хорошо, что в школе я научился не только слушать других, но и учиться понимать самому. Поэтому позже пришлось кое-что переосмыслить.

Твёрдое и мягкое - что прочнее?

Вопрос риторический. Кажется.

Но почему даосы утверждают, что "мягкое побеждает твердое"? Неужели они за жизнью не наблюдали?

Что легче разрушить? Засохшую, твердую корочку хлеба или такой же мякиш?

И вообще - что такое "твердое"?

Несмотря на то, что я профессионально занимался прочностью, позволю себе непрофессиональное определение.

"Твердое - это такое, которое старается сохранить само себя, свою структуру, форму, свойства в независимости от изменяющихся обстоятельств"

Корочка хлеба более твердая, чем мякиш, пластилин менее твердый, чем сосулька, а чугун тверже высокопластичной стали.

А с разрушением во всех трех примерах - все наоборот.

Но ведь мы говорим о людях? О "людях твердых принципов".

Как иногда в жизни все переворачивается неожиданным образом. как изображение в в осенней воде. реки
Как иногда в жизни все переворачивается неожиданным образом. как изображение в в осенней воде. реки

"Жили - были дед да баба". Реалистичная сказка

И у деда, и у бабы были свои твердые принципы, которых их научили придерживаться. Их научили, что беспринципный человек - плохой, никчемный человек. А и дед, и баба хотели быть хорошими. А кто захочет жить с плохим и нехорошим?

Дед и баба хотели жить долго и счастливо, поэтому старались придерживаться жестких принципов. Кто же согласиться жить долго с плохим, то есть беспринципным человеком?!

Но случилось так, что твердые принципы деда и бабы не полностью совпадали.

А по другому никогда и не бывает, верно? Уже потому, что один из них дед, а другой - баба, принципы их не могли совпадать полностью. Как мягкое не совпадает с твердым, правое с левым, а женское с мужским.

А еще дед и баба перед тем, как нашли свои "вторые половинки", воспитывались в разных семьях, где были разные принципы, взгляды на жизнь. Которые дед и баба впитали вместе с молоком матери и с хлебом отца.

По-другому никогда не бывает. Это твердый принцип воспитания.

И случилось так, что принципы деда и бабы время от времени стали вступать во взаимные противоречия.

Дед и баба и слов-то таких не знали - "противоречие". Но знали, что такое "хорошо", и что такое "плохо". И у каждого из них (как мы уже заметили) "хорошо" и "плохо" не являлись полностью совпадающими множествами.

Множества их принципов "хорошести" пересекались только частично.

А там, где множества принципов не пересекались - пересекались сами дед с бабой.

Так пересекались, что иногда сцеплялись в схватке не на жизнь, а на ... По крайней мере, не на совместную, не на счастливую и долгую жизнь.

И в этих местах не-пересечения принципов деда и бабы стали возникать трещины. (Вспоминаем, что трещины легче всего возникают в твердом).

А трещины по-другому называются микро разрушениями.

И трещины - микро разрушения стали накапливаться.

И, в точности, как в твердых веществах, стали образовываться области, в которых трещин было больше. Так возникли "очаги будущих разрушений".

Вот как это яблоко, похожее на сердце, но с очагом разрушения прямо в сердцевине
Вот как это яблоко, похожее на сердце, но с очагом разрушения прямо в сердцевине
В жизни деда с бабой "очаги будущих разрушений" представляли собой темы разговоров, которые дед и баба (по-прежнему желавшие прожить вместе "Долго и счастливо") стали избегать.
Чтобы не "пересекаться", не скандалить, по-простому говоря.

И со временем "областей не-пересечения", которые дед с бабой старались избегать, становилось больше. Пока не стало больше, чем тех, в которых дед с бабой готовы были хоть как-то общаться, продолжая сохранять уже робкую, но все-таки надежду на "долго и счастливо".

Но однажды наступил момент, который никогда не может не наступить, потому что по-другому в Природе не бывает. "Где тонко - там и рвется". А "Тонко" становится там, где прочно. Потому что там, где непрочно, то есть вязко, пластично, "мягко" трещины возникают реже. А специалисты по усталостному разрушению говорят даже о "залечивании микро трещин" (чем лично я и занимался).

Наступил в совместной жизни деда и бабы момент, когда "горшок об горшок".

"Забирай свои игрушки и убирайся из моей песочницы!". Потому что ты не соответствуешь мои принципам. Следовательно, ты плохой. Следовательно, с таким, как ты, не только жить "долго и счастливо" не хочу, но даже и ср...ь рядом не сяду!"

Во как неромантично закончилась сказка. Зато как принципиально начиналась, Бог ты мой!..

Продолжение и мораль сказки последует. Потом.

Вероятность увидеть следующие статьи резко возрастает при подписке

==========================

Приглашаю вас в свою группу ВК.

На комментарии отвечаю.

==========================