Найти тему

КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ

Как бы порой нам не хотелось построить эффективное общение, ведущее к взаимопониманию и удовлетворению наших насущных потребностей, собственно, для чего мы в коммуникацию и вступаем, но, порой, складывается ощущение, что наши слова не доходят до собеседника, а если и доходят, то воспринимаются совсем не с тем смыслом, который мы вкладывали. 

Причина таких сбоев в большинстве случаев заключается в возникающих между собеседниками коммуникативных барьерах, которые могут искажать передаваемую информацию, затруднять понимание, вызывать неприятие и даже нежелание общаться.

Барьеры, препятствующие общению, могут быть самыми разнообразными. 

Например, 

🔹 семантический барьер, возникающий из-за различного понимания значения слов и выражений. 

🔹 невербальные барьеры, возникающие при несоответствии вербального послания и его невербального сопровождения, которое может значительно изменить смысл сказанного. 

🔹 логические барьеры – когда логика действий и умозаключений партнеров не совпадает.

🔹 фонетические барьеры (скороговорка или невнятная речь) или стилистические барьеры (использование сложных речевых оборотов, слов-паразитов, перегруженность терминами).

Ну и конечно, личностные барьеры, связанные с индивидуальными личностными особенностями, со способами эмоционального реагирования на те или иные раздражители, с наличием различных стереотипов, мировоззрений, ценностей и интроектов, сформированных в прошлом или полученных в семье.

На основе интроектов складывается и предвзятое отношение к собеседнику, с которым ещё не было опыта личного общения, мешающее объективному восприятию, пониманию и интерпретации его поведения и реакций. Опираясь на интроекты, мы сами можем транслировать настороженность, искать негативный смысл в словах и поступках, заведомо прогнозировать, что не будем поняты и приняты. 

Разделяя людей на тех, кому можно доверять и тех, кому нельзя, по совершенно непредсказуемым признакам (иногда только на основе приятной внешности или приветливой улыбки, или потому, что считаем всех без исключения людей определенной социальной категории, например, учителей, заслуживающими доверия) мы начинаем ориентироваться не на то, ЧТО нам говорят, а на то КТО говорит. При этом, слушая авторитетного для нас человека, мы склонны акцентировать внимание сразу на выводах, которые он делает, а не на ходе его рассуждений и приводимых аргументах.

Поэтому, когда мы стакиваемся с барьерами, связанными с особенностями мышления, памяти, способности к восприятию и анализу информации, то их нам проще заметить и принять решение – стоит продолжать общение или нет, будет результат или не стоит тратить время. А вот сталкиваясь с барьерами логическими, семантическими, невербальными и личностными, нам приходится прикладывать усилия, чтобы прислушиваться к своим ощущениям и осознавать, что же все-таки происходит в контакте между нами. 

То есть применять метод трех З: замечать, замедляться, задумываться.

Преодоление коммуникативных барьеров значительно усложняют следующие аспекты:

🔹 директивные указания: команды, угрозы, чтение нотаций, нравоучения, прямые инструкции, как и что делать, а также готовые решения и советы.

При помощи подобных методов сразу выстраивается иерархия: выдающий директивное указание ставит себя сверху, навязывая свою позицию, предполагая подчинение и уступки со стороны того, кто условно снизу, естественно, вызывая у последнего страх, тревогу или агрессию, и, как следствие, стремление к сопротивлению и саботажу.

🔹 подавляющие замечания: обесценивание, критика, обвинения, наклеивание ярлыков, интерпретация поведения и «угадывание» намерений.

В большинстве случаев подобные замечания предполагают стремление переложить ответственность на оппонента, и рассматриваются им, как агрессия, вызывают недоверие, непонимание и стремление защищаться – возражать, доказывать свою правоту или невиновность, а также отсутствие злого умысла в своих действиях или намерениях.

🔹 пассивная агрессия: сарказм, колкие комментарии, поддразнивание. Такую манеру взаимодействия используют те, кто опасается открытого конфликта. Причин таких проявлений может быть множество, но все они вызывают в ответ агрессию, недоверие, осложняют или прерывают коммуникацию. 

Что поможет преодолению коммуникативных барьеров?

🔹 Обдумывайте свое сообщение до начала коммуникации: что хотите донести, на какой результат рассчитываете, как лучше его достичь с учетом известных вам особенностей собеседника. 

🔹 Убедитесь, что вас слушают, и сами выслушивайте собеседника до конца, не перебивайте. Покажите, что вы не просто ждете момента вставить свою фразу, а заинтересованы в разговоре.

🔹 Проясняйте используемые слова и фразы, особенно двусмысленные. Как говорил Рене Декарт: «...если бы среди философов установилось согласие относительно значения слов, то почти все их споры были бы прекращены». 

🔹 Старайтесь быть беспристрастным при восприятии информации, не будьте предвзятым. Это не значит, что вы должны со всем соглашаться. Это значит, что если вы не согласны, то точно понимаете с чем.

🔹 Старайтесь сопоставлять поступающую информацию с собственными взглядами и ощущениями, не спешите с ответами и не теряйте нить беседы. 

🔹 Следите за вашими невербальными посланиями и за невербальными посланиями собеседника.

🔹 Если существующий в настоящее время между вами и собеседником барьер кажется непреодолимым, то лучше взять тайм-аут и обдумать ещё раз как лучше построить коммуникацию.

🔹 После общения не откладывайте в долгий ящик оценку первых результатов. Лучше сразу заметить, что вы были неправильно поняты или сами что-то поняли не так.

Мы часто упускаем из виду, что цель коммуникации не в том, чтобы мы высказывали свои мысли, которые априори будут поняты и приняты. 

К сожалению, полное понимание невозможно, и барьеры в общении всегда были и будут.

Цель общения как раз в том, чтобы обнаруживать существующие барьеры и преодолевать их для взаимного удовлетворения и удовольствия.

© Юлия Ивлева

#психология #отношения #психолог #эмоции #конфликт #непонимание #общение #ошибки