"Я срываюсь и кричу на ребенка. Хочу понять, что со мной происходит". Вот с таким запросом ко мне на сессию пришла женщина. Для меня, как психолога, важно отметить мужество человека, который решил разобрать ситуацию и обратился за помощью.
Когда родитель срывается на крик, то за этим может стоять множество причин. Но я приглашаю вас поразмышлять о том, как часто мы осознаем, что именно мы чувствуем, когда начинается ссора или скандал.
Что реально происходит важного для вас в этот момент, в чем скрыта первопричина конфликта, можно ли было прореагировать иначе.
Давайте вместе рассмотрим такие типичные варианты...
Вы повысили голос на своего ребенка, потому что...
Вариант 1
Бросил верхнюю одежду, оставил грязные следы на полу.
Ваша внутренняя реакция: - Вы только всё убрали, он проявляет неуважение к вашему труду.
Эмоция: Обида.
Вариант 2
Принес очередную двойку, вызвали в школу.
Ваша реакция: - Ощущаете себя плохой матерью, не справляетесь с его учебой.
Эмоция: Стыд.
Вариант 3
Ребенок игнорирует ваши замечания, делает всё наоборот.
Ваша реакция: – Вы испытываете чувство бессилия, боитесь, что потеряете с ним контакт.
Эмоция: Беспомощность.
Вариант 4
Ребенок пришел позже обычного, не реагировал на звонки.
Ваша реакция: - Вы не находили себе места от ужаса, боялись, что с ним что-то случилось.
Эмоция: Страх.
Вы заметили, какие разные чувства мы испытываем внутри? А реакция внешняя часто бывает одинаковой – агрессия и повышение голоса.
В короткой работе с клиентом я предлагаю ему примерить на себя роль коуча:
«Попробуйте в тот самый момент, когда вы теряете равновесие и готовы перейти на крик задать себе вопрос: а что я действительно чувствую. Почему данная ситуация меня задела?»
А потом проговорите эти чувства вслух и пригласите вашего ребенка к диалогу.
- "Семен, я очень обижена на тебя: ты бросил свои вещи, испачкал пол. Как будто бы ты не уважаешь мое желание сделать наш дом чистым и уютным. Так ли это?"
- "Нина, мне бывает стыдно говорить с учителем о твоих плохих результатах в учебе. Как будто я не могу тебе в этом помочь. Так ли это?"
- "Костя, мне кажется ты не слышишь мои замечания. Как будто бы хочешь сделать все наоборот. Так ли это?"
- "Кристина, я очень испугалась, когда ты перестала отвечать на звонки. Как будто ты не осознаешь, что в наше неспокойное время я могу испытывать тревогу за тебя. Так ли это?"
В таком предложении вы можете честно отметить, что вы чувствуете (тем самым дать ребенку понять, что каждый человек испытывает самые разные эмоции и можно называть их), затем делаете предположение, почему такие вещи происходят (не утверждаете это точно, не постулируете, а даете свой личный вариант) и приглашаете своего сына или дочь подтвердить или опровергнуть ваши слова (вступаете в диалог, хотите узнать его мнение).
Если вы попробуете такой метод работы с конфликтом, то поделитесь в комментарии своим опытом. Можете написать личное сообщение в вотсап или телеграм +7 910 003 32 20.
Берегите себя и прислушивайтесь к своим чувствам!
Автор: Мария Малышева
Психолог, Медиатор
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru