Скульптуры хрупких девушек и мощных мужчин, держащих своды здания — визитная карточка домов Петербурга. Их называют кариатиды и атланты.
Слово «кариатида» восходит к греческому названию жриц храма Артемиды в городе Кария. По легенде, скульптуры женщин, удерживающих тяжелые балки и перекрытия, символизируют позор жителей Карии. Этот город был единственным поселением Пелопоннеса, который перешел на сторону персов во время греко-персидской войны.
Название атлантов тоже заимствован из мифа. Античный титан Атлант в одиночку удержал на своих плечах небесный свод неподалеку от сада Гесперид. Лишь однажды удалось ему избавиться от этой ноши, когда в сад пришел Геракл, выполняя свои подвиги. Но и тогда Атланту удалось лишь ненадолго отдохнуть от своей работы.
Атлантов и кариатид в архитектуре использовали уже в античности, но редко — из-за недостаточно прочных материалов. А вот когда материалы и методы строительства изменились и стали более совершенными, скульптуры стали распространяться в европейских городах. Наиболее популярны атланты и кариатиды стали в зодчестве 17-начала 20 веков. Поэтому их достаточно много в Петербурге: центр города начал активно застраиваться именно в это время.
Самые старые сохранившиеся строения Петербурга не слишком роскошны. У зданий плоские стены без скульптурных украшений, а для оживления фасадов использованы выступы-ризалиты, условные колонны — пилястры и углы, украшенные грубым необработанным камнем. Вглядитесь в Летний дворец Петра I в Летнем саду — он мало похож на привычный императорский дворец и больше напоминает жилище голландского обывателя.
Фасады домов стали украшать скульптурами к середине 18 века. Особенно ярким прием стал в творчестве Растрелли, в чьих проектах скульптуры — главное средство оформления строений. Среди архитектурных памятников периода барокко дворец Монплезир в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе и Строгановский дворец. В них скульптура и архитектура неотделимы, и рельефные изображения сливаются с архитектурными формами. Второй расцвет кариатид пришелся на период эклектики. Тогда архитекторы начали возводить многоэтажные доходные дома. Без украшений монотонные высокие фасады выглядели отталкивающе и навевали уныние. Архитекторы оживляли их сложным ритмом выступающих эркеров и угловых башен, выделяли части зданий фронтонами и портиками. И, конечно, скульптурами. Больше половины зданий того времени украшены кариатидами и атлантами. Тогда же появились и легендарные атланты нового Эрмитажа.
Новый Эрмитаж — первое здание, построенное специально для хранения художественных коллекций и проведения выставок. Все собранные художественные и исторические ценности уже не помещались в существующем Эрмитаже к середине XIX века. После разрушительного пожара в декабре 1837 года в Зимнем дворце эта проблема стала критической. Проектирование «Императорского музеума» между Миллионной улицей и Зимней канавкой Николай I поручил Лео фон Кленце. Их прообразами стали атланты, поддерживающие стропила храма Зевса в греческом городе Акраганте.
Автор: Анастасия Котельникова, собрала коллекцию книг о Петербурге и заглянула во все открытые дворы-колодцы.