Найти в Дзене
Книги АСТ нонфикшн

Почему «Золотая рыбка» - сказка о любви?

Гениальные поэты, художники, композиторы — словно пришельцы из других миров. Они вынуждены пользоваться земными словами, созвучиями, образами для максимально возможного контакта с землянами. Но за, казалось бы, обычными словами и объяснимыми ситуациями часто скрыто иное. Постигая глубокие слои, скрытые значения, мы открываем для себя это иное, и мир вокруг становится шире, красочнее. В нашем мире все ограничено... кратковременностью пребывания. Мы практически не успеваем узнать, ни КУДА мы прибыли, ни ГДЕ мы, ни ЗАЧЕМ мы здесь. Большинство людей пройдут мимо даже самых доступных книг, музыкальных произведений, картин.

Многое из того, что создано гением, остается на уровне нашего подсознания. Мир становится совершенно иным, как только мы уходим в глубины. Попробуем увидеть это на примере «Сказки о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина. Посмотрим, сколько всевозможных идей и мыслей ускользает от нас при обыденном чтении, не давая нам постичь даже малой доли того, что написано гением, что выражено им при помощи простых слов и ситуаций.

Итак, на каком уровне мы воспринимаем пушкинскую сказку?

Изображение из книги М.Казиника «Парадоксы гениев»
Изображение из книги М.Казиника «Парадоксы гениев»

Первый уровень

ЖАДНОСТЬ старухи не знает границ. На протяжении сказки она обнаруживает СТРАСТЬ К ПОТРЕБЛЕНИЮ, а затем ВОЛЮ К ВЛАСТИ. Новое корыто, новый дом, дворянство, высшая, царская, власть. И наконец — последнее желание — овладеть всем миром, стать АБСОЛЮТНОЙ ВЛАДЫЧИЦЕЙ над всем и всеми. Мораль сказки в этом варианте достаточно проста и вычитывается на бытовом уровне: жадность старухи и безропотное подчинение слабовольного, покорного старика привели к истокам — разбитому корыту. Беспредельная жадность наказана. Об этом — во всех учебниках, во всех анализах сказки.

А если на уровень глубже?

Книга Михаила Казиника «Парадоксы гениев»
Книга Михаила Казиника «Парадоксы гениев»

Второй уровень

А многие ли поняли, что… Это сказка о ЛЮБВИ!

О чуткости и отзывчивости старика. Он прожил с женой «тридцать лет и три года», его поведение — свидетельство огромной ЛЮБВИ к ней. Часто говорят о покорности старика. Но ведь все его походы к рыбке, его беспрекословное подчинение желаниям жены, его радость, когда рыбка выполняет очередное ее желание («Чай, теперь твоя душенька довольна…»), его безропотность и готовность быть при ней конюхом («На конюшне служить его послала…»), затем вообще НИКЕМ («На него старуха не взглянула, // Лишь с очей прогнать его велела…») — все говорит о беспредельной ЛЮБВИ старика!!! Старик ведет себя со старухой, как с любимым и балованным ребенком — доставляет своему ребенку все новые и новые игрушки.

Третий уровень

ЧУДО! Вы никогда не задумывались о том, чем занималась старуха? Об этом Пушкин упоминает коротко и ТОЛЬКО один раз. С работой старика — «ловил неводом рыбу» — связана вся сказка. А вот деятельность старухи, которая «пряла свою пряжу», больше нигде не упоминается. Когда речь пойдет о выполнении рыбкой любого желания, то первым оказывается необходимость замены расколотого корыта на новое. А совсем не о новой прялке.

Зачем же в сказке старуха-пряха? Вспомните античную легенду о богинях-парках, которые прядут нить человеческой СУДЬБЫ. Когда нить обрывается — это означает СМЕРТЬ человека. Борьба старика за право старухи БЫТЬ тем, кем она пожелает, — сродни античным образам. Старик подчиняется требованиям не потому, что слаб душой. А потому, что он борется со смертью. За право старухи — его СУДЬБЫ — на жизнь. Ведь в момент встречи с золотой рыбкой его жизнь и жизнь его старухи прожита. Корыто разбито, землянка ветхая... Что может продлить эту жизнь?

Иной статус, смена рода деятельности, сказочная атмосфера, вмешательство Высших сил. Рыбка «золотая», «голосом молвит человечьим», готова выполнить любое желание старика. Вначале старик не выказывает никаких желаний, не стремится воспользоваться открывшимися ему возможностями. Но... он спешит поделиться «великим чудом» с любимой, рассказать ей удивительную историю встречи с золотой рыбкой. Шутка ли! В монотонность их существования вошло чудо!!!

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море»

Материал подготовлен по книге Михаила Казиника «Парадоксы гениев» (12+)

«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная», — писал Александр Пушкин. О каких же великих людях идет речь в новой книге автора «Парадоксы гениев»? О Пушкине, Гоголе, Чайковском, Бахе, Бетховене, Брамсе, Андерсене, Хлебникове, Гёте, Батюшкове, Вяземском...

Михаил Казиник легко и в то же время глубоко рассуждает о поэзии и правде, о рифме и идее, реальности и выдумке, открывает скрытые пласты смыслов известных произведений, следует за высказываниями великих людей, и разбирается в том, что же делает человека подлинно великим.

Купить книгу Михаила Казиника «Парадоксы гениев» (12+) можно по ссылке: https://go.ast.ru/a0058xk

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)