В Советском Союзе власти относились к людям как к несмышленым детям и за ними неустанно следили парткомы и месткомы. Граждане которые нарушали уголовный кодекс попадали на нары, а вот нарушивший законы советской морали переживали суд который карал их публичным позором. Татьяна Пельцер, Марина Ладынина, Алексей Стаханов, Сергей Герасимов, Владимир Конкин, Владимир Высоцкий, Анатолий Папанов что общего у этих людей, которые жили при советской власти? Они все были судьями или теми кто судил - участниками грандиозных спектаклей, которые можно назвать страшным судом по-советски. Это и про тело и про душу и про зарплату и про поведение в обществе и про профессию и про судьбу.
Одной из главных тем заседаний парткомов и товарищеских судов было пьянство советских граждан. Гениальный любимый всей страной Анатолий Папанов, трудно представить что этого актера могло не быть в наших самых любимых фильмах. Но изначально в его талант режиссера не верили и все у Папанова складывалась очень печально. Он получил на фронте ранение и после войны жил в коммуналке. Соседей было 40 человек и чувствовал огромную вину перед женой, дочерью профессора преподавателя марксизма-ленинизма. Он и сам в себе не верил и был похож на скульптора которого сыграл потом в фильме “Приходите завтра” все не то, всё не так, сплошные комплексы.
Жену Папанов любил безмерно и Надежда была очень преданным человеком, считала мужа задолго до звездных ролей гениальным актером и страшно переживала, что он часто уходит в запой и испробовала множество способов борьбы с этим пороком. В 1948 году Папанов устроиться на работу в театр Сатиры. Партком в нем возглавлял популярный актер Борис Рунге и он пообещал жене Папанова пробьем тебе звание заслуженного артиста, если затащишь мужа в партию. Папанов отказался мол быть членом ЦК КПСС не достоин.
Однажды он крепко напился в гостях и заснул не дойдя до квартиры. Его обнаружил страж порядка, сделал артисту замечания, Папанов ответил матом. Должен был пройти в отделение милиции но стал сопротивляться, возникла драка, он ударил милиционера - это ЧП двойного порядка. Когда протокол из милиции поступил в партком театра Сатиры встал вопрос об увольнении Папанова, но коллеги очень его любили поклялись взять актер на поруки и за него бороться, все как показывалось в советских фильмах.
Он должен был перед коллективом покаяться и произвести на него впечатление. Коллектив должен был послушать и сказать:
“Да мы ему верим”.
Он должен был перед коллективом покаяться и произвести на него впечатление. Коллектив должен был послушать и сказать: “Да мы ему верим”.
Владимир Высоцкий с вредной привычкой не расстался и его самоубийство наблюдали друзья, любимая женщина, коллеги, но сделать ничего не могли. А над партийными органами актер и бард просто смеялся. Особенно его веселила экзаменация всех выезжающих за границу советских граждан. Высоцкий страстно хотел увидеть мир впервые он собрался за границу еще до женитьбы на Марине Влади и как каждый будущий интурист оказался на допросе с пристрастием. И партийная комиссия решила, что заграницу его выпускать не стоит.
Не разрешали выезд Высоцкому и после того как он женился на гражданке Франции. Но Марина Влади была не только мировой кинозвездой, но еще и вице президентом общества Россия-Франция и даже членом французской коммунистической партией. И однажды она оказалась на высоком приеме на котором был сам Леонид Ильич и Влади пожаловалась генсеку что ее мужа уже 3 года не выпускает за границу. Брежнев был сражен ее красотой и обаянием, вопрос решили быстро. Высоцкому выдали бессрочную визу на многократные вылазки за железный занавес и он на зависть коллегам побывал в загнивающих странах капиталистической Европы, а также в Марокко, Канаде и Америке и написал забавную песню - инструкция по выезду за рубеж.
Владимира Конкина партком тоже не пустил за границу, но жены иностранки у актера не было. Поэтому мир он увидел уже после падения советской власти. Знаменитым он стал после роли Павки Корчагина. Молодой актер получил премию Ленинского комсомола и купил шикарную по советским меркам машину - черную Волгу. Когда Конкин снимался в фильме “Место встречи изменить нельзя” ему предложили возглавить молодежную делегацию, не куда-нибудь а в кап. страну – ФРГ. Его кандидатуру должен был утвердить комитет комсомола и партком киностудии имени Довженко. Казалось актер, который играл исключительно достойных героев, не замеченный ни в какой аморалке, получит добро за 5 минут, но секретарем комсомольской организации была девушка которая мечтала о романе с Конкиным. Отвергнутое девушка заявила что Конкин уже год как не платят комсомольские взносы. Актер и вправду замотался на съемках в разных городах и просто забыл об этом. И комсомолку поддержал секретарь парткома мол давно надо спустить артиста с небес на землю. Конкин оперативно заплатил все взносы до копейки, но поезд ФРГ уже ушел, он никуда не поехал.
Партком совал свой нос повсюду на его заседаниях разбирали даже анонимки и откровенные кляузы. Звезда Ленкома Николай Караченцов попал под раздачу, когда в театре кто-то стукнул о его половой распущенности. Публика обожала артиста, Караченцева нельзя назвать красивым мужчиной, но энергия и талант валили поклонниц с ног. Он блистал на сцене получал эффектные роли в кино. Людмила Поргина тоже служила в Ленкоме и жила с Карачинцевым в гражданском брак, мягко подводя актера к мысли что уже пора пригласить ее в ЗАГС. И у нее были просто железные нервы, конкурентки были на каждом шагу, поклонницы не давали актеру прохода. Однажды секретарь парткома вызвал актера на ковер и долго отчитывал за то что тот не может обуздать не советскую похоть. Караченцев не понимал откуда грязные слухи, какая любовница в чем дело? Оказалось коллеги пожелавшие остаться неизвестными видели его в роддоме и позвонили в театр. А в роддоме Карачинцев на самом деле встречал родившую коллегу - актрису Аллу Панову, у неё не было мужа в этот момент и приехал Коля забирать ребенка.
А по поводу артистки Елены Драпеко в партком Ленфильма написал заявление влюбленный в нее молодой мужчина. Елена только-только стал звездой, снялась в фильме “А зори здесь тихие” и ее героиню Лизу Бричкину полюбила огромная страна. А тут такое письмо Елена уже представила как будет умолять режиссеров взять её в какой-нибудь эпизод кинофильма, а может она вовсе останется безработной. Но на парткоме ей сказали - гони его в шею и не стали наказывать Елену.
В ночь с 31 июля на 1 августа 1935 года Стаханов якобы в одиночку добыл 102 тонны антрацита - в 14 раз больше нормы. Директор шахты считавший замысел технической авантюрой, вскоре угодил за саботаж в лагеря, а парторг который придумал этот аттракцион получил повышение. Стаханов запросил за эту смену не меньше двухсот рублей, половину месячной зарплаты. Договорился что ему найдут самый богатый и легкий для проходки пласт угля и дадут помощников. Он не один совершала эту работа с ним было 4 человека. Двое человек оттаскивали уголь, а двое человек укрепляли стены, чтобы сам Стаханов мог заниматься только как раз таки добычей угля. И фальшивый подвиг стал событием государственной важности, по всей стране развернулось стахановское движение.
Рекорды пошли один за другим, Стаханова поставили рулить шахтой, но он работу завалил. И тогда его перевезли в Москву, помогли поступить в Пром. академию, но учиться он не смог слишком был ленив и главное много пил. Но на псевдо героя продолжали сыпаться блага. Ему досталась квартира, позже ему построили дачу. Есть письмо которое Стаханов позже писал Сталину где он просит у него машину, где он просит у него ремонт в своей квартире. Квартиру он получил в доме на набережной, где жили самые важные люди государства и жителей дома это соседство страшно раздражало.
Стаханов вел себя безобразно, его пьяные выходки портили всем жизнь. Специальным решением политбюро Стаханова приняли в партию без кандидатского стажа, а через год сделали депутатом верховного совета. А он продолжал заливать за воротник и любимым собутыльником выбрал Василия Сталина. О бурных вечеринках товарищей в Кремле прекрасно знали, но почему-то ничего не делали. При этом Стаханов на заседаниях парткома отчитывал других советских алкоголиков, а сам по пьянке как-то потерял пиджак с орденом Ленина и партбилетом. Но когда к власти пришёл Никита Хрущёв он решил отправить спившегося героя обратно в Донецкую область, где его положили в психиатрическую больницу. У Стаханова была семья, но близкие предпочли остаться в столице. На родине человек-легенда оказался один. Не работал, жил в убогом домике и продолжал убивать себя алкоголем. Бывший герой труда и видный партийный деятель в семьдесят седьмом году в очередной раз попал в психиатрическую больницу, был буйным, врачи говорили, что оставлять его дома одного опасно. Поскользнулся на очистке яблоко ударился головой и скончался.
Секретари парткомов бывали разными. Одни принципиальные и свято верили в то что без их мудрого руководства граждане превратятся просто в стадо. Другие боролись за этот пост ради привилегий и особенно много такого рода карьеристов стала в 80 среди людей молодых.
В Современнике партком возглавлял Олег Табаков и беспартийный Олег Даль считал его двуличным. Проповедует коммунистические ценности, а на самом деле ему просто нравятся деньги. Но критику Даля слушать бы никто не стал, потому что актер был пьющим человеком. В итоге в театре он прослужил всего три года и ушёл. Сказал, что не выносит партийного духа. Люди боялись решение парткома, могли понизить в должности, могли и уволить.
Татьяны Ивановна Пельтцер стала секретарем парткома театра Сатиры из-за любви. У нее был роман с актером Иваном Бодровым, который был женат. Но при этом был правоверным коммунистом, осуждал людей за внебрачные связи и много времени проводил на противных заседаниях. Всенародный успех Татьяне Перцель пришел когда ей было за 40. У нее не было актерского образования и путь к славе был долгим и трудным. В театре сатиры актриса прослужила 30 лет и прорвавшись за любимым в партком быстро стала его руководителем. К партийной жизни Татьяна Пельтцер приобщилась, когда в 30 вышла замуж за немецкого коммуниста Ганса Темблера. Муж увез Татьяну в Германию, когда к власти пришёл Гитлер Пельтцер вернулась Москву, говорила что сбежала от нацизма. Но Ганс признавался они развелись из-за измены. Татьяна закрутила роман с его товарищем и несмотря на то, что потом она много лет было парторгом, кристальным её образ назвать невозможно. Прямолинейную актрису боялся даже главный режиссер театра Сатиры. Она ругалась с Плучиком на репетициях и открыто говорила коллегам, что таланта у него маловато и для режиссуры и для управления хозяйством.
Однажды на открытом партсобрании Пельтцер так отчитала за пьянство известного актера Бориса Новикова, что тот от обиды выпалил:
“А вас вообще никто не любит, кроме народа”
, но это было не так. Когда в театр пришел молодой режиссер Марк Захаров Татьяне Ивановне не понравилось, как он ставит спектакль. Пельтцер накатала заявление в партком, что работа Захарова носит антисоветский характер. Но не отправила, потому что премьера Захаровского “Доходного место” была феноменально успешной. Но личного счастью у актрисы не было Иван Бодров из-за которого она стала парторгом так и не стал ее мужем. И театр Сатиры она покинула с диким скандалом Плучек настаивал чтобы актриса станцевала в новом спектакле “Горе от ума”. Пельтцер страшно разозлилась мол она уже пожилой человек, скакать по сцене не будет, обложила Плучика матом, назвала старым развратником и чуть с ним не подралась. Это были первые признаки развития душевной болезни. Пельтцер ушла в Ленком и больше партийной работой не занималась, хотя по-прежнему активно участвовала в жизни коллег и руководства. Она выходила на сцену и 80-85 забывала текст, но зрители были счастливы. А потом сотрудники Ленкома как будто осиротели, бабушка русского народа была жива, но уже не с ними.
На любом заседании парткома или месткома люди с нетерпением ждали последний пункт повестки он назывался – разное. Значит будут полоскать чужое постельное белье. И часто в партком обращались женщины, чьи мужья завели любовниц. Публичный позор плюс реальная угроза потерять возможность продвигаться по карьерной лестнице и это помогало.
Знаменитый режиссер Сергей Герасимов угодил в партийные жернова, после съемок фильма “Молодая гвардия”. Он был женат на одной из самых красивых советских актрис – Тамаре Макаровой. Всегда прекрасная, очень независимая, в элегантных нарядах, волшебные духи, изящные манеры. Вот только у звездные кино пары не было детей, она говорила что никаких детей, иначе испортится фигура. И на съемках молодой гвардии Герасимов безумно влюбился в исполнительницу роли Ульяны Громовой - Нонну Мордюковой. Герасимов был старше Ноны на целых 19 лет в то время это считалось катастрофой, но потерял рассудок.
Он видел что можно еще жить по-другому, чтобы ребенка такая родила.
И он стал за ней ухаживать, а у неё тут Тихонов. Слава Тихонов был еще начинающим актером ,но очень нравился маме Нонны. Она называла их с Нонной две звездочки. Она была рьяный коммунисткой работала на износ, билась за урожай, получала копейки. И однажды титулованной и глубоко женатый Сергей Герасимов приехал к матери Нонны и заявил что любит ее дочь и предлагаете руку и сердце. Ирина Петровна отшила его со всей большевистской прямотой. Нонна колебалась Тихонов был бедным и еще никому не известным, а Герасимов мог предложить ей много. Но мать запретила ей думать про режиссера и говорили, что она сама сообщила о непотребное поведение Герасимова в партийные органы.
По другой версии это Тамара Макарова, узнав что ее муж ездил свататься к Мордюковой написала жалобу в ЦК КПСС. Нонна Мордюкова вышла замуж за Вячеслава Тихонова, родила ему сына, но брак потом распался. А Герасимов отомстил ей за свое унижение, 10 лет молодая актриса не снималась в кино. А знаменитую роль Аксиньи в “Тихом доне” режиссер по настоянию жены отдал Элине Быстрицкой. Герасимов прожил с Тамарой Макаровой 60 лет и верным мужем не был. Судачили что у него были романы со Светланой Светличной, Галиной Польских, Любовью Вералайнен и многими другими. Но разбирательства по партийной линии он запомнил надолго и оно напрочь отбило у него желание разводиться. А Тамара Макарова после смерти мужа признавалась если бы чудо было возможным, она бы вновь вышла бы замуж за Герасимова. Это была большая любовь и она и партком сохранила пару.
Дорогой Леонид Ильич называл свою супругу дома как будто это был мужик - Витя. Виктория Петровна была некрасивой, между супругами не было страсти.
Наверное она не была особо умной женщиной, особой хитрый, думаю что и особо счастливой она тоже не была.
Брежнев который был в молодости редким красавцем имел у дам просто бешеный успех. Мог много раз поменять ее на другую и в самую трудную минуту Виктории Петровне помогла угроза жалобы в партком. Вернувшийся в сорок пятом с войны Брежнев заявил ей, что полюбил на фронте другую и заглянул ненадолго, у него теперь новая жена. Тамара Лаверченка была мед. сестрой и это было большое чувство. Она считала, что ждать осталось совсем недолго, любимый разведется и они построят счастливую семью. Но Брежнев вот-вот должен был стать первым секретарем Днепропетровского обкома партии и понимал, что развод это страшное пятно, партия это не одобрит. Его жена пригрозила что обратиться в обком партии. Брежнев выбрал карьеру сломав жизнь Тамаре Лаверченко, которая делала от него аборта и в итоге осталось бездетной. Жизнь Виктории Петровна свелась с годами к бытовой возни и счастью от получения дорогих подарков. А Брежнев продолжал ей изменять, но больше никогда не говорил о разводе и стал в итоге генеральным секретарем ЦК КПСС, то есть главным коммунистам и блюстители морали.
Знаменитая актриса Марина Ладынина тоже однажды решила, что остановить её развратного мужа смогут только партийные органы и горько потом об этом пожалела. Пырьев влюбился в Ладынину на съемках фильма “Богатая невеста”, но был женат и очень долго не мог решиться на развод. Несмотря на то, что Ладынина родила ему вне брака сына, что считалось в советское время страшным позором, она порвала с ним отношения. Пырьев не давал на ребенка ни копейки денег. Но началась война Сталин приказал снять фильм “Свинарка и пастух” и они снова встретились и роман возобновился. И в сорок девятом режиссер наконец-то развелся и официально женился на Ладыниной, они жили в роскошной квартире, имели на двоих 11 сталинских премий. Пырьев стал главным человеком в советском кинематографе, но был патологически неверным мужем.
Список любовниц Пырьева очень длинной и до Ладыниной конечно все время доносились слухи. А когда ее знаменитый супруг влюбился в молодую актрису Людмилу Марченко, казалось что он сошел с ума. Обида Ладыниной была нестерпимой, но он поклялся что угомониться. Зачем актриса решила написать письмо в партком Мосфильма в котором выставила супруга моральным уродом остается загадкой, видимо просто хотела излить на бумаге все свои многолетние обиды. Она его скомкала и выбросила в помойку и его там нашла домработница, которая передала эту записочку Пырьеву. Он ее прочитал, приехал забрал вещи и уже уехал в дом отдыха, так они и расстались. Эта дом работница ненавидела хозяйку дома, она же потом свидетельствовала на суде что это не Пырьев, а Ладынина изменяла супругу.
В ответ на эту ложь Ладынина не произнесла ни слова, суд развел знаменитых супругов. Опасаясь всемогущего Пырьева другие режиссеры больше не звали Ладынину сниматься в кино. И старость она встретила одна, в очень скромной квартирке.
Юрий Никулин был абсолютной звездой, но вот о том что Никулин четверть века возглавлял парт. организацию в цирке широкий зритель не знает. Но это пример того, что настоящий парторг советское время мог быть реальным лидером и биться за интересы каждого члена коллектива. Как то артисты советского цирка победили на конкурсе в Париже, Юрий Никулин велел им срочно отправиться по магазинам и потратить призовые деньги. В Москве всех ожидал разбор полетов и Никулин бросился защищать артистов.
Но Никулин не смог отстоять Леонида Енгибарова знаменитого клоуна, который был наказан за то что привел в цирк девушку без билета и усадил на приставной стульчик. Его красиво называли клоуном с осенью в сердце это был новый жанр прорыв, высокое искусство. Но клоун попал на страшный суд, который устроили партийные деятели, которые плевать хотели на то что у Енгибарова был всегда аншлаг и он получал престижные премии за границей. На людях он выглядел энергичным человеком, который знает себе цену и плевать хотел на парткомы, но душа его рвалась от боли на части. Енгибаров ушел из гос. цирка пустился в свободное плавание и очень хотел всем доказать, что он звезда. Что он способен собирать огромные залы работал на износ и очень хотел показать свое искусство на западе. Но партийные органы поставили на нем клеймо и он не мог выезжать за границу. Он находил свои успокоение в алкоголе. Запой, бессонница, невероятный стресс. Енгибаров впал в безумство однажды пытался покончить с собой. Енгибаров умер от сердечного приступа, когда ему было всего 37 лет, он просто не выдержал морального суда по-советски.
Работника института марксизма-ленинизма следили за тем, чтобы советская молодежь не дай бог не слушала Beatles или Rolling stones ,потому что это на их взгляд были враги советской власти. Грязь и ужас которые опасны для полу-сырых мозгов юных граждан. Но рок-группы плодились в конце эпохи застоя просто с бешеной скоростью и эффективно расшатывали советский строй. Рокеров таскали по партийным инстанциям и как сказали бы сегодня страшно кошмарили и хорошо, что не сажали в тюрьму.
Когда на экранах появился Цой с песней “Перемен” парткомы уже собирали редко. Прошло совсем немного времени и страшные суды по-советски проводить перестали совсем.
Спасибо, что дочитали.Не забывайте подписываться - этим вы помогаете развитию канала.