Ниже приведены отрывки из диалогов в процессе обсуждения рассказа "Пари"и предыдущих заседаний клуба.
Темы, которых касались диалоги.
1. Банкир был успешным человеком или обманутой жертвой нравов своего времени?
2. Что такое совесть и зачем она нужна?
3. Какой именно вред наносит себе человек, действующий против своей совести?
4. Совесть и самореализация.
Отсутствие совести или недостаточно развитая совесть делает самореализацию человека невозможным?
Почему так считаете?
5. Как научиться "правильно самореализоваться"? Что нужно для этого?
6 .Почему модная "самореализация" акцентирует внимание на другое?
7. По Вашему выходит, что банкир является жертвой эгоцентрического мировоззрения, как и молодой юрист?
8. Как можно или нужно победить эгоцентризм, эгоцентрическое мировоззрение?
9. Общество изменит свое мировоззрение, если появится несколько человек, способных инициировать масштабную дискуссию на тем "Что такое свобода человека".
10. И что же это за "предназначение" или "наилучшее предназначение"? Можете привести примеры относительно личности, сообщества людей, человечества?
11. Что скажете по поводу сообществ людей? Какое наилучшее Предназначение может быть у сообщества?
Диалоги
1. Банкир был успешным человеком или обманутой жертвой нравов своего времени?
- Почему банкир оказался в глубоком финансовом и экзистенциальном кризисе, ведь он был таким богатым, успешным, "хозяином ситуации, своей судьбы"?
- Потому что его достижения и успехи не были на самом деле таковыми.
- В каком смысле?
- Это были достижения, которые удовлетворяли потребности его пороков, его алчности или гордыни, его желания славы и уважения со стороны других.
- И почему это именно достижения пороков, а не его самого?
- Потому что желания и стремления пороков направлены против человека, его сущности или души.
- Почему так считаете?
- Потому что эти желания заставляют человека тратить время жизни на то, что не имеет отношение к потребностям его сущности-души.
Это время можно считать убитым временем, а человека, который вынужден тратить свое время жизни на это, можно считать обманутым пленником своего мировоззрения, который занимается обкрадыванием и разрушением самого себя вынужденно веря, что он "обогащается".
- Каким образом он обкрадывает себя?
- Тем, что он меняет мир вещей вокруг себя, увеличивая их количество, не осознавая, что стал добровольным слугой и рабом этих вещей, правил, должностей и разных формальностей.
Он стал рабом-энтузиастом, внутри которого развитие остановлено и происходит деградация, умирание.
- Не преувеличиваете ли Вы? Мне кажется смешно считать банкира-миллиардера "умирающим рабом". :) Не самообман ли это с Вашей стороны? :)
- Я сужу на основании того, что рассказывает о своем персонаже автор. А персонаж с годами превратился в того, кто лишь вынужденно, под влиянием тяжелых обстоятельств жизни, стал немного задумываться о смысле своей жизни и в результате этих размышлений смог уговорить себя пойти на убийство. То есть, показал своим решением, что совесть у него умерла. Более того, он почти осуществил свое намерение и лишь случайное обстоятельство помогло отказаться от него.
Но не потому, что не хотел, а потому, что цель оказался достигнутым без убийства.
Могу я на основании этого считать, что он умирал в течение всей предыдущей жизни, вместо того, чтобы развиваться и расти?
- Но ведь он не убил?
- Убил. Свою совесть.
2. Что такое совесть и зачем она нужна?
- Это некий ментальный "внутренний орган", как "ментальное сердце", которое бьется в естестве человека и помогает ему чувствовать, правильное ли у него желание, стремление, решение, выбор.
- И зачем этот странный "орган" нужен человеку? Не вымысел ли сказанное Вами?
- Думаю, что он нужен именно для того, чтобы живое существо смогло постепенно стать действительно человеком, настоящим, полноценно соответствующим смыслу этого слова.
- Неужели люди, у которых по Вашему мнению нет "совести", не являются людьми?
- Они являются людьми, у которых отсутствует один из важнейших человеческих "органов".
- Не совсем понятно, когда Вы называете совесть "органом".
- Приведу такой пример. Когда человек оказывается внутри каких-то обстоятельств, ситуаций, он своими глазами, слухом, ощущениями определяет, как быть, что делать, как реагировать. Он делает выбор своим разумом, который получает информацию с помощью зрения, слуха, ощущений, осязания. Но это выбор тела человека, если в нем не участвуют ценности, убеждения, установки, приоритеты, присутствующие в мировоззрении человека. Совокупность мировоззренческих факторов, обусловленных жизнью человека в обществе, среди других людей, можно считать причиной, которая формирует у него совесть. И она участвует в принятии любого решения человека, проявляется в этом решении, в действиях и в желаниях человека, в его мечтах и планах. Примерно так же, как человек глазами тела видит физическую ситуацию, глазами совести он видит ментальную ситуацию, реальность, которая сформирована в мировоззренческом пространстве. И когда эти глаза слепнут, можно сказать, что человек живет без очень важного органа, становится не полноценным. Более того, человек без ноги или без руки, без глаза или слуха может быть более полноценным, чем человек без совести.
Потому что все перечисленное ограничивают в чем-то лишь тело человека. А отсутствие совести влияет на каждый выбор человека. И чем важнее этот выбор, тем сильнее это влияние.
- Но что это за странная "неполноценность", которую человек так мало чувствует?
- Да, Вы правы, эта "неполноценность" не удостаивается такого внимания, как потеря кошелька, автомобиля или даже носового платка. Но это не меняет суть. Такое положение дел в общество имеет громадные отрицательные последствия, ставшие настолько привычными, что никто не обращает на них внимание.
- Какие именно обстоятельства?
- Платное образование, платная медицина, коррупция, конфликтные отношения между людьми, грабежи, насилие физическое и ментальное, преступления ... Очень много явлений, которые обусловлены недоразвитой совестью. Хотя об этом почти никто уже не помнит.
- Если это так важно, как Вы считаете, почему же люди почти забыли об этом?
- Важность совести на словах почти никто не отрицает. Но также почти никто не помнит, что это такое, зачем она нужна, совесть, и как нужно о ней заботиться.
- А как же законы, литература, поэзия, песни, сказки, кино и театр, разве они не содействуют формированию совести, не помогают заботиться о ней?
- Вы правы, они помогают. Но этой помощи хватает лишь для того, чтобы люди помнили о существовании слова "совесть", не забывали о ней. Это доказывает количество страданий, которые обусловлены недоразвитостью совести.
Каждый день миллионы человек в разных обстоятельствах принимают такие же решения, как рассматриваемый персонаж, выбирая плохой вариант действий, идя против своей совести и даже не успевают осознать, что нанесли в первую очередь себе вред.
3. Какой именно вред наносит себе человек, действующий против своей совести?
- Он тычет пальцем в собственный глаз и ослепляет глаза своей сущности-души, теряя способность заботиться о ней.
- Но почему люди себе в глаза попасть пальцем совсем не любят, а вот "глаз души" так часто попадают и даже не обращают на это внимания?
- Слепой может ранить разные свои органы, не замечая этого и не желая этого. Человек, у которого не сформировалась совесть, тоже может ранить свою собственную душу и не замечать этого из-за внутренней слепоты.
- Все, что Вы рассказали о "вреде совести", это вред какому-то вымышленному органу. Но Вы не сказали, в чем вред человеку в целом?
- Вред человеку в том, что совесть, помогая ему выбрать правильное решение или направление усилий, желания и цели, помогает человеку двигаться по пути к совершенству, раскрытия своего наилучшего потенциала.
- Что это за "потенциал"?
- Это те человеческие качества, способности, знания и возможности, ради реализации которых существует человек как явление.
- Это слишком туманно и не понятно. О каких именно качествах, способностях и возможностях, целях Вы говорите? Можете привести конкретные примеры или перечень?
- Я скажу иначе, используя модное в наше время слово. Отсутствие или недостаточно развитая совесть делает самореализацию человека невозможным, как мы видели на примере нашего персонажа.
4. Совесть и самореализация.
- Отсутствие совести или недостаточно развитая совесть делает самореализацию человека невозможным?
Почему так считаете?
- Потому, что без живой и развивающейся совести невозможно в полной мере обрести такие качества, как доброта, способность искренне любить, сострадать, стремиться быть честным и справедливым, жить с учетом интересов и прав других людей, общества, ставить перед собой действительно осмысленные и прекрасные цели, стремиться к ним ...
Например, если бы у банкира была достаточно развитая совесть, успевающая за событиями его жизни, он прожил бы совсем иную жизнь.
- Какую именно жизнь мог бы прожить?
- Он мог бы заниматься осмысленной благотворительностью, вместо бессмысленной игры на бирже. Мог бы создать бесплатные школы или гимназии для детей, родители которых не могут оплатить учебу, открыть больницы, столовые для бедных, финансировать научные исследования, организовать выставки картин или концерты для тех, кто обычно не имеет возможности для приобщения к искусству, издать и раздать бедным книги лучших авторов своего времени ....
- Это все? Вы уверены, что он ничем таким не занимался?
- Вполне возможно, что он занимался формально, чтобы не возникало осуждения в обществе. Но этого совсем недостаточно. Настоящая благотворительность предполагает также забота о раскрытии благости внутри себя.
- И что же это такое?
- Это то, что достигается через глубокие, искренние размышления, через познание себя и мира, людей, через поиск смысла жизни, причин человеческого поведения и попытки выбрать более и более достойные цели для своих усилий..
- И как можно увидеть, удалось человеку раскрыть в себе эту, так называемую "благость"?
- По его словам и еще больше - по его делам и поступкам Если он стал добрым и скромным, справедливым и сострадательным, искренним и трудолюбивым, если выбирает цели, которые приносят не мнимую "выгоду" ему, а настоящую пользу другим людям...
- Вы считаете, что все сказанное имеет отношение к самореализации?
- Да.
- Почему?
- Потому что именно раскрытие и развитие, проявление всего сказанного является наилучшим достижением в жизни человека.
- А как же его знания, профессия, признание обществом, статус, богатство, власть и так далее?
- Все это без гармоничного внутреннего развития не приносят пользы ни человеку ни окружающим. Без той самореализации, о которой говорю выше, человек время жизни является потерянным временем.
- И как должен человек раскрыть все перечисленное Вами? Что должен был делать банкир, чтобы его благотворительность и меценатство были настоящими, а не формальными, чтобы Вы заметили в нем признаки самореализации?
- Он мог бы заниматься чтением книг и осмыслением прочтенного, самопознанием, мог бы найти таких друзей, общаться с такими людьми, которых можно считать мудрыми. Он мог бы постоянно добавить новые смысли в свою жизнь, выбирая цели, которые считает наилучшими по критериям совести.
- И где он мог найти таких? Может ли каждый человек решить эту задачу и научиться "правильно самореализоваться"?
5. Как научиться "правильно самореализоваться"? Что нужно для этого?
- Для этого необходимо в первую очередь присутствие в обществе не просто призыва к самореализации, принятие ценности этого явления, но и присутствие точных критериев, говорящих человеку о том, из каких компонентов состоит самореализация, включая то, что сегодня чаще всего игнорируется. Потому что такая невнимательность к сути полностью меняет результат усилий, превращая очередные благие намерения в инструменты в руках самых главных пороков.
- Что это за странное превращение?
- Например, благотворительностью можно заниматься, чтобы приносить людям пользу, искренне, со знанием дела и смысла свои усилий. Но можно заниматься формально, чтобы тешить свое тщеславие, гордыню. Или получить выгоду, какой-нибудь кредит, правительственный контракт, лицензию.
Поэтому внутренние аспекты самореализации нужно считать не менее важными, чем внешние. Но эти внутренние не должны стать самоцелью. Потому что это тоже бессмысленно. Благость внутреннего состояния по-настоящему проверяется лишь в том случае, если проявляется в поведении, делах человека, в его целях. Нет действий, значит остальное или ради себя и не является благостью или самообман.
6. - Почему модная "самореализация" акцентирует внимание на другое?
Почему обычно под понятием "самореализация" предполагается в основном иное. Например, карьера, профессия, творчество, богатство, успех и так далее. Трудно вспомнить случаи, когда это понятие использовалось с акцентом на достижение скромности или доброты.
- Потому что на данный момент общество погрузилось в потребительский экстаз. И это погружение происходит уже несколько столетий, достигая новых "вершин" или точнее - глубин.
- Почему?
- Так сложилось. Эгоцентрическое мировоззрение закрывает другие направления усилий и запрещает настоящее осмысление жизни. В итоге приходится все подчинить алчности и гордыне, зависти и ненависти, желанию иметь, покорить, принудить, ограбить ...
- А как же "демократия и права человека"?
- Это красивые слова, которые внесли свою долю как в положительном так и в отрицательном смысле.
- Какое отрицательное влияние они оказали?
- Они превратились довольно быстро в ширму, за которым удобно прятать настоящие цели и устроить более комфортное удовлетворение пороков, грабить и убивать, прикрывая эти действия словами, которые отвлекают от смысла происходящего и обманывают людей.
7. - По Вашему выходит, что банкир является жертвой эгоцентрического мировоззрения, как и молодой юрист?
- Да, как и мы сами.
- И Вы тоже? :)
- Конечно. Ведь и я несомненно впитал разные эгоцентрические установки, привычки, алгоритмы мышления и восприятия, ценности.
- Что мешает от них избавиться, если Вы так погружены в исследование эгоцентризма?
- Сила этого мировоззрения огромная. По сравнению с личностью она почти бесконечная. Поэтому выбраться из этого болота приходится много лет и с переменным успехом.
- Как же быть? Произойдет ли когда-нибудь замена эгоцентрического мировоззрение на другое в масштабах одной страны или человечества в целом?
8. Как можно или нужно победить эгоцентризм, эгоцентрическое мировоззрение?
- Я вижу только один путь - через индивидуальное и глобальное переосмысление "свободы", через отказ от подросткового поклонения "свободе", через понимание бессмысленности утверждений "человек свободен и всегда имеет свободу выбора".
- Отдельный человек способен на такое?
- Вполне. Если у него сохранилось искреннее желание познать мир, себя, узнать причины происходящего вокруг, он может набраться внимания, настойчивости и преодолеть гипнотический барьер, вырваться из объятий очарования "свободы" и вернуться в реальный мир смыслов и возможностей, чтобы раскрыть свой потенциал, самореализоваться, соответствуя своему главному, наилучшему предназначению как в мыслях и желаниях, так и в образе жизни, в действиях.
- А что по поводу общества?
9. - Общество изменит свое мировоззрение, если появится несколько человек, способных инициировать масштабную дискуссию на тем "Что такое свобода человека".
- Разве об этом не сказано уже много слов, не написаны тысячи книг?
- Вы правы, сказано и написано. Но пока все написанное - это ода, хвалебные песни "свободе", поклоны, восторг, обожествление.
Нужна иная дискуссия, которая показывает абсурдность веры в "свободу", показывает, что "свободный человек" на самом деле вымысел и тот, кто верит, что является "свободным", мнет себя пупком Вселенной, центром Мироздания, подчиняясь эгоцентрическому мировоззрению.
В этом суть эгоцентризма, в том, что считающий себя свободным искренне верит, что является Повелителем Вселенной. Потому что никто другой не может быть действительно свободным, кроме Творца-Первопричины.
Если удастся начать широкую общественную дискуссию, раскрывая не только абсурдность веры в "свободу человека", но и привлекая внимание на все бесчисленные отрицательные последствия этой веры, очень быстро все начнет меняться к лучшему.
- И что хорошего произойдет тогда? Что Вы называете изменением к лучшему?
- Самое главное изменение - возвращение в реальный мир, восстановление способности видеть реальные причины и следствия всего, что происходит вокруг человека и внутри человека.
- В чем именно проявится такое "возвращение и "восстановление"?
- В том, что человек осознает раз и навсегда, что "свобода" не может быть абстрактной и не представляет собой ничего, без уточнения от чего именно "свобода". И что это простое слово, которое в любом предложении можно заменить другими словами, выражая мысль не хуже, но без упоминания этого "идола".
Культ "свободы" уйдет в историю, открывая новую эпоху, в которой главное место займет смысл жизни, наилучшее Предназначение каждой личности, каждого сообщества людей, человечества и биосферы в целом. Человек продолжит свои усилия на пути к обретению полноценной разумности, чтобы открыть свое наилучшее Предназначение и научиться соответствовать ему в реальной жизни, настолько хорошо, насколько позволяют законы Мироздания.
10.- И что же это за "предназначение" или "наилучшее предназначение"? Можете привести примеры относительно личности, сообщества людей, человечества?
- Для одного человека это может быть физический труд на лаго своей семьи и общества, создание своими руками чего-то или содействие решению задач, важных для общества. Для другого это может быть проектирование домов, дорог и мостов. Третьему может быть предназначено стать музыкантом, четвертому - математиком или учителем. Количество возможностей соответствует количеству людей. Главное, чтобы реализация этих возможностей происходила в присутствии бодрствующей совести и учитывала как интересы личности, так и его семьи, родных, города или деревни, Родины в целом.
- Думаете это возможно? Достижимо ли такое?
- Конечно. Более того, это проще и легче, чем страдать под тяжестью огромных гор хлама, которым завалено пространство жизни личности, живущем в плену эгоцентрического мировоззрения.
- Почему это должно быть легче?
- Потому что это соответствует естеству человека, истинным потребностям и способностям его сущности-души.
- А куда же денутся все пороки, о силе которых Вы так часто говорили?
- Они улетучатся, потому что исчезнет та почва, которая их питала. Этой почвой являлось эгоцентрическое мировоззрение.
11. - Что скажете по поводу сообществ людей? Какое наилучшее Предназначение может быть у сообщества?
Каждое сообщество в целом тоже имеет свое наилучшее Предназначение. Внутри сообщества этим является раскрытие потенциала каждой личности. А вовне, в масштабах всего сообщества как целостной системы, наилучшим Предназначением может стать максимально эффективное, гармоничное взаимодействие с другими сообществами.
- А человечество в целом?
- Для человечества в целом одним из самых вероятных вариантов главного и наилучшего Предназначения может быть развитие своих возможностей ради спасения жизни на Земле, биосферы от столкновений с инородными крупными телами, летящими с огромной скоростью по просторам Галактики.
А в будущем речь может идти и о спасении Солнечной Системы от такого столкновения.
- Вы действительно считаете, что это возможно? Что люди способны на такое?
- Можете смеяться, но я уверен, что такая возможность предусмотрена для человечества.
Вопрос в том, удастся ли вовремя избавиться от всего, что мешает реализации этой возможности.
Другими словами - удастся ли человечеству вовремя отказаться от подросткового и наивного эгоцентризма, чтобы встать во весь рост, раскрыть самое ценное и сильное в людях и в сообществах людей.