Наверняка каждый, кто хоть раз в жизни посещал парфюмерный магазин, слышал предложение консультанта послушать аромат. Сначала это удивляет, поскольку запахи человек воспринимает при помощи рецепторов носа. Но на самом деле учёные давних эпох сделали ошеломляющее открытие, которое и привело к тому, что сегодня мы именно слушает ароматы.
Прежде чем переходить к разгадке, сто́ит вспомнить о существовании понятия синестезии. Так называют необычное ощущение, когда все звуки, услышанные человеком, в его подсознании ассоциируются с цветом или вкусом. Истоки понятия следует искать в древних исторических периодах. Пифагор и не менее известный Ньютон в периоды своей научной деятельности подчёркивали существование в природе семи цветовых гамм, подобно 7-ми музыкальным нотам.
Эта метафора имеет более философское направление, имея схожесть с теорией о всеобщей гармонии на земле, согласно которой любое явление на планете имеет своё место и непрерывно связано с другими. Так создаётся всеохватывающая мировая идиллия.
Химик-парфюмер по имени Джордж Уияльям Септимус Пиесс в конце ХIX века пустил в свет уникальную теорию. Научный деятель сравнивал ароматы с колебанием звуковых амплитуд. По мнению мастера, длительной амплитуде равно высокое звучание, а меньшим колебаниям – низкое воздействие на слуховые рецепторы. Таким образом, все известные ароматы сопоставлялись с хроматическими гаммами.
Так, нота «до» создавала ассоциацию с душистым ананасом. «Ре» первой октавы переходила в запах цветов фиалки, а третьей – в благоухание бергамотового масла. Также подчёркивалось, что короткие звуки с высокой интенсивностью и амплитудой влияли на человека подобно сильным и тяжёлым ароматам.
Со временем был закреплён феномен сложной композиции, которая образовывалась путём уравновешенного слияния ароматов. Затем фраза «слушать духи» стала общеупотребительной. Парфюмеры начали работать над созданием неповторимых благоуханий подобно композиторам, что пишут музыкальные симфонии. Также сто́ит отметить наличие у ароматов, как и в музыке, своих нот. Основными в звучании называют три: начальные (верхние), «сердца» и базовые (шлейфовые). Каждая нота состоит из 4 аккордов. Так, 12 компонентов лаконично и всесторонне раскрываются в уравновешенной ароматической симфонии.
Подытожив сказанное, можно сделать вывод, что человек, вдыхая запах духов, на самом деле ощущает их звучание, то есть игру нот и яркие переливы. Поэтому удивляться предложению послушать аромат не стоит. Такая терминология стала часто употребляемой и привычной в парфюмерной отрасли. Более того, говорить иначе, значит создать впечатление безграмотности и необразованности.
Поэтому не сто́ит спешить утверждать, что фраза какая-то странная или неправильная. Лучше предварительно разобраться в том, что послужило основанием для её употребления и тогда всё встанет на свои места, а парфюм, в свою очередь, действительно покажется подобным мелодии.