Друзья, замечали ли вы раньше, что любые наши знания, навыки и умения подчиняются общим законам? Почему научившись лишь раз кататься на велосипеде, этот навык очень сложно потерять? И как любые умения доводятся до автоматизма так, что вы даже не задумываетесь как это делаете? Ведь изначально все мы рождаемся лишь с рефлексами, а умения приобретаются в процессе жизни: мы учимся говорить, ходить, держать ложку. Насколько сложны эти навыки. Но сейчас мы даже не задумываемся, когда выполняем подобные действия.
Приобретение любого навыка подчиняется общему Циклу развития компетентности.
1. НЕОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ. Это та самая начальная стадия развития компетентности «не знаю о том, что не знаю». На этой стадии человек даже не догадывается о своей некомпетентности и что у него вообще могут быть пробелы в тех или иных знаниях. Например, маленький мальчик наблюдает за тем, как едет машина. И в его сознании машина едет сама по себе, он не осознает, что автомобилем управляет водитель и что для езды нужно иметь навыки вождения.
Притча. Многоножка гуляет на сотне ног. Даже с одной-то парой ног не так просто справиться, а тут их 50! Хитрая и любопытная лиса решила задать вопрос многоножке: «Как ты ходишь на сотне ног! Это же наверняка невероятно сложно!» — «Не знаю, — отвечает многоножка, — всегда ходила так и даже не задумывалась. Но дай-ка я подумаю.» Многоножка подумала, начала переставлять две ноги друг за другом. А потом как упадет наземь: «Зачем ты меня спросила? Теперь я никогда не смогу ходить.»
2. ОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ. Из названия стадии понятно, что на данном этапе человек осознает, что ему не хватает знаний и умений и это, пожалуй, самый ресурсный уровень, так как теперь можно предпринимать шаги по повышению компетенции: пройти курс, прочитать книгу, взять рекомендации у профессионалов. По мере своего взросления мальчик начинает понимать, что машиной управляет водитель и что необходимо нажимать на педали и крутить руль — но пока мальчик еще слишком мал и не обладает этими компетенциями.
3. ОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Изучив все необходимые материалы и заполнив пробелы, человек приобретает компетентность, однако, процесс требует его активной включённости и концентрации внимания. Когда мальчик вырос, он выучился на права и уже водит свой первый автомобиль. Но делает это очень аккуратно, контролируя свои действия и координируя движения осознанно.
4. НЕОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Действия и алгоритмы доводятся до автоматизма, и человек уже не задумывается, как выполняет задачу. Также, опытные водители не тратят много времени на обдумывания того, какую педаль нажать и в какую сторону включается поворотник. Многие действия совершаются не осознанно.
Когда вы познакомились со всеми составляющими Цикла, про что для вас притча о многоножке и лисе?
Итак, любое освоение новых знаний и умений проходит через все стадии цикла. По мере нашего стремления к совершенствованию мы переходим из одной стадии в другую. Надеюсь, эта модель поможет вам в вашем развитии.