Найти тему

Церковь Димитрия царевича на крови: храм и музей. Углич, часть 8

В предыдущей статье мы осмотрели снаружи церковь Димитрия Царевича на крови, в этой заметке предлагаю «пройти» в храм полюбоваться интерьером и ознакомиться с некоторыми историческими реликвиями, являющиеся экспонатами Углического музея. Вход в церковь, как и положено, расположен с западной стороны.

Фото 09.06.2009.
Фото 09.06.2009.

Медальоны над входом в трапезную.

Фото 09.06.2009.
Фото 09.06.2009.

Кованая дверь из «дощатого железа» в трапезную (притвор) храма сохранилась с XVII века.

Фото 09.06.2009.
Фото 09.06.2009.

Вид на трапезную из средней части храма. Росписи в этой части церкви посвящены библейскому сказанию о сотворении мира, главными персонажами являются Адам и Ева. Выполнены росписи в 1788 году мастером Петром Хлебниковым из Борисоглебских слобод. Пол в церкви был выстлан чугунными плитами в XVIII веке.

Фото 09.06.2009.
Фото 09.06.2009.

Необычность работы Хлебникова заключается в том, что он объёмно и реалистично изобразил обнажённые фигуры Адама и Евы: светотеневая манера противоречит традициям иконописи, а изображение нагих тел запрещалось православной церковью.

Фото 09.06.2009.
Фото 09.06.2009.

В центре свода трапезной изображён Господь Саваоф в окружении ангелов.

Фото 09.06.2009.
Фото 09.06.2009.

Арка, отделяющая трапезную от средней части храма.

Фото 09.06.2009.
Фото 09.06.2009.

Около правого основания арки установлен киот с иконой Божией Матери.

Фото 09.06.2009.
Фото 09.06.2009.

В росписях средней части церкви центральное место занимает композиция «Убиение царевича Димитрия». На западной стене храма (напротив иконостаса), изображена хронология событий 15 мая 1591 года: прогулка царевича, его гибель, народный бунт. Предположительно, росписи выполнила артель московского подрядчика Сапожникова в 1772 году.

Фото 09.06.2009.
Фото 09.06.2009.
Фото 09.06.2009.
Фото 09.06.2009.

У северной стены храма, рядом с росписью, изображавшую расправу над предполагаемыми убийцами царевича, установлен ссыльный колокол. Именно он своим набатом собрал толпу, устроившую самосуд, который перерос в бунт и грабежи. Позже последовали репрессии: многие посадские люди были казнены или отправлены в Сибирь вместе с колоколом. Об этом надпись на табличке:

«Угличский ссыльный набатный колокол. Бронза. XV – XVI века. Выгравированная надпись гласит:

«Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Дмитрия. 1593 году прислан из города Углича в Сибирь в ссылку во град Тобольск к церкви Всемилостивого Спаса что «на торгу», а потом на Софийской колокольне был часобитный. Весу в нём 19 пуд. 20 ф.»

Перед отправкой в «ссылку» колокол сбросили с колокольни, высекли плетьми, вырвали «язык», отрубили одно «ухо». Жители Углича неоднократно пытались вернуть колокол, сделать это удалось только в 1892 году, через 299 лет после «ссылки».

Фото 09.06.2009.
Фото 09.06.2009.

Царевич Димитрий Иоанович (1582-1591) был похоронен в Угличе в Спасо-Преображенском соборе. В 1606 году был канонизирован и перенесён в Архангельский собор Московского кремля. В Дмитровской церкви хранятся две реликвии, ставшие частью культа святого Димитрия. Их можно увидеть в храмовой части перед иконостасом, это носилы и рака, на которых несли мощи царевича из Углича в Москву.

Фото 09.06.2009.
Фото 09.06.2009.

Ещё одна реликвия того периода – выносной фонарь XVII века, находится рядом с носилами.

Фото 09.06.2009.
Фото 09.06.2009.

Верхние ярусы иконостаса, паникадило и росписи свода храмовой части. Резной иконостас установлен в 1866 году, стилизован под барокко.

Фото 09.06.2009.
Фото 09.06.2009.

Росписи северной стены церкви Димитрия царевича на крови.

Фото 09.06.2009.
Фото 09.06.2009.

Несколько слов о версиях гибели царевича Дмитрия: их было три. Первая – несчастный случай, во время приступа эпилепсии царевич сам нанёс себе смертельную рану при игре ножом в тычку; вторая – царевич не погиб, вместо него был убит сын дьяка, похожий на Дмитрия; третья – убийство организовал Борис Годунов. По моему мнению, истинная причина гибели царевича не будет установлена НИКОГДА.

Первую версию подтвердила следственная комиссия под руководством Василия Шуйского, составленная по поручению Бориса Годунова, которая прибыла в Углич из Москвы через 4 дня после смерти Дмитрия. Было заведено «Угличское следственное дело о смерти царевича Димитрия 15-го мая 1591 года» (копия 2 листов из него находятся в церкви). В результате следствия был сделан вывод о смерти царевича в результате несчастного случая, «Освящённый собор и боярская дума объявила: «Царевичу Дмитрию смерть учинилась божьим судом».

Шуйский сам стремился занять царский престол, но у него был конкурент – монах Григорий Отрепьев, который стал выдавать себя за царского наследника, по Карамзину, с 1601 года. И уже в 1604 году, ещё при жизни Годунова, Лжедмитрий пошёл на Москву. Сражения с царским войском шли с переменным успехом. В конце концов, зиму и весну 1605 года Лжедмитрий провёл в Путивле, фактически готовясь к будущему царствованию. После смерти Бориса Годунова в апреле 1605 года на престол вступил его 16-летний сын Фёдор. В это же время Шуйский пытался организовать государственный переворот, называл Лжедмитрия самозванцем (дискредитировал конкурента). 1 июня на Лобном месте в Москве была зачитана грамота «царевича Димитрия», что привело к восстанию московского люда, Годуновы были свергнуты (вскоре Фёдор и его мать были убиты), царём был провозглашён «Дмитрий Иванович». В этот же день Василий Шуйский "переобулся", прилюдно заявил, что царевич Дмитрий жив, а вместо него погиб сын дьяка (вторая версия). В некоторых источниках 1 июня считается началом царствования Лжедмитрия I, хотя в Москву он вошёл 20 июня, а венчание на царство состоялось в июле 2005 года.

Но от своей цели – царского трона, князья Шуйские не отказались. Менее чем через год, в мае 1606 года произошло организованное Шуйским Московское восстание, в ходе которого Лжедмитрий был убит, царём провозглашён Василий IV Шуйский. Одним из первых решений нового царя было объявление Бориса Годунова убийцей царевича Димитрия (третья версия).

Этой заметкой я завершаю свой рассказ об Угличском кремле, его истории и его достопримечательностях, в следующей статье отправимся на прогулку по Угличу.

Подпишитесь на мой канал – и Вы можете стать участником виртуального круиза из Самары вверх по Волге. При этом можно отклониться от основного маршрута: зайти по Каме в Елабугу и пройти по Оке из Нижнего Новгорода до Москвы. Потом вернуться на волжские просторы и продолжить волжский круиз.

Выбрать интересный Вам регион для речного круиза можете выбрать в статье, которую я назвал бы оглавлением моего канала:

О моих речных маршрутах. Мои круизы, часть 2

Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!