Несмотря на давность событий, рождественские и пасхальные открытки начала прошлого века еще можно найти в антикварных или букинистических магазинах страны. Пожелтевшие, иногда сильно потрепанные временем и людьми, плотные картонные карточки свидетельствуют о том, что вечные ценности незыблемы. А именно - любовь, уважение, сочувствие, сострадание и, конечно, желание выразить свои чувства близкому человеку.
В каждом поздравлении на этих открытках всё те же слова, что мы пишем и сегодня:
«Милая Марусенька! Поздравляю тебя с праздником Рождества Христова! Желаю тебе счастья и всего того, что ты сама себе желаешь. Дай Бог, дорогая Маруся, чтоб в этом году исполнилась твоя заветная мечта…»
Первые иллюстрированные открытки в России издала Община святой Евгении в 1898 году. Сборы от продаж шли на содержание, как сегодня сказали бы, благотворительных проектов: больницы для фабричных рабочих, домовой церкви, учебных классов для сестер милосердия… На адресной стороне этих открыток стоял значок: «В пользу Общины святой Евгении».
Община печатала открытки самого высокого качества - по красочности и качеству печати они не уступали и даже часто превосходили зарубежные. Да и темы, сюжеты открыток, в отличие от издававшихся в Германии, например, были наши, русские.
А как же иначе, ведь в открытку пришли художники, имевшие большой опыт работы в книжной иллюстрации. Николая Каразина можно назвать отцом сюжетов с летящей русской тройкой, сценками из деревенской жизни или нарисованных румяных барышень с пышными пирогами.
А кто сегодня не знает открытки Елизаветы Бём с изображением детей и подписями-пословицами? Филокартисты гоняются за оригиналами, стоящими тысячи рублей, а издатели делают репринты большими тиражами.
Вслед за Бём появились сразу несколько художников, работавших в похожей манере: Елена Лебедева-Анохина, Владимир Табурин, С. Веров… Русская тема стала основной в отечественной открытке.
Правда, многое в создании иллюстрированной почтовой открытки решала цензура. Получать разрешение нужно было отдельно на текст и на изображение. Именно специфика цензуры в России вынуждала предприимчивых торговцев заказывать открытки в Германии и Франции и «шлёпать» на них русскую надпись: «С Новым годом и Рождеством!» или «Счастливого Рождества!» и пр. По этой же причине издатели выпускали открытки, нарисованные русскими художниками, за границей: в Стокгольме, в Париже.
Еще одной причиной того, что в России были в ходу открытки с чуждыми нам рождественскими сюжетами и русскими надписями, стало то, что у нас в стране жило немало немцев и французов, не утративших ни родной язык, ни религию. В том числе и для них ввозилась эта продукция.
Вообще, открытки из Германии были очень высокого качества. Печатала открытки там не только Россия, но и Англия, Америка. Порой это были настоящие произведения искусства: напечатанные на толстом картоне с глубоким тиснением, впрессованным шелком, золотом, вклеенными шляпками, туфельками, присыпанные стеклянной крошкой – они будоражили воображение и вызывали восхищение.
Вот что пишет о таких открытках Мария Чапкина в книге «Русская рождественская и новогодняя открытка 1898-1918»:
«В Германии появились мастерские, исполняющие открытки из кусочков ткани, превращенных в людей и животных. В Австрии и Франции печатали открытки фототипией и фотогравюрой и раскрашивали акварелью, снег надували сухим маслом. Вслед за японцами французы ввели в моду рисованную открытку: художник повторял сюжет множество раз, обязательно меняя в нем какую-нибудь деталь. Во всех странах выпускались бланки для открыток, дающие возможность любому желающему нарисовать открытку самостоятельно».
Иностранные картинки вполне прижились у российской публики наряду с русскими сюжетами наших художников. Европейские рождественские символы не вызывали отторжения и вполне имели свое объяснение и применение к русской традиции. Не раздражала ни немецкая елка со странным Дедом Морозом, ни играющие в снежки или лепящие снежную бабу дети, которые отличались от наших лишь одеждой. В листике клевера тоже не находили ничего необычного, ведь трилистник с древности олицетворял Троицу.
Россияне с удовольствием получали и отправляли открытки. И хранили их, как семейную реликвию в альбомах.
Сегодня – Рождество по григорианскому календарю. Поздравляю всех, кто отмечает этот праздник сегодня! Пусть ваши ангелы будут всегда с вами!
Спасибо, что заглянули на чашку «Вечернего чая», подписывайтесь, если тоже любите узнавать что-то новое из старых открыток.
P.S.: В публикации использованы открытки из семейной коллекции автора канала и подписчиков канала @Наталья Левченко, @DIV и @Михаил в.,.
Еще публикации на тему рождественских открыток:
Дореволюционные рождественские открытки
Рождественские открытки из Европы начала прошлого века
А также смотрите видеообзоры книг о рождественских открытках
Две книги о рождественской открытке