Найти тему

Чайное нематериальное культурное наследие. Турция и Азербайджан

В список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в этом году, напомню, попали две, если все сильно упрощать, чайных культуры — китайская и турецко-азербайджанская. Китайскую заявку на включение в список я разобрал вчера, ну а сегодня, стало быть, пришел черед турецкой и азербайджанской.

Турецко-азербайджанская заявка далеко не так масштабна, как заявка китайская. Что, в общем, и понятно — турецкая и азербайджанская чайные культуры очень компактны и легко формализуемы. А это значит, что там, где китайские коллеги вынужденным были обозначать чайные традиции и чайные феномену крупными мазками, турецкие и азербайджанские коллеги смогли позволить себе некоторое количество любопытных подробностей.

Например, из заявки можно узнать, что в Гюмюшхане и Эрзуруме пьют чай хитрым восточноанатолийским способом, который называется не менее хитрым словом «китлама» (kıtlama). Это чай с сахаром, который не добавляют в чай, как во всей остальной Турции. А зажимают между зубами и пьют чай через этот кусочек. Сахар, естественно, используется кусковой. И этот способ употребления чая с сахаром хорошо известен нам всем как «чай вприкуску». Но чай вприкуску пока не является частью нематериального культурного наследия, а чай-китлама — является.

Сбор чая в Турции. ich.unesco.org
Сбор чая в Турции. ich.unesco.org

А еще в заявке перечислены основные турецкие локации, в которых сконцентрированы ключевые составляющие турецкой чайной культуры. Как очевидные — типа Ризе, Трабзона, Артвина, Гиресуна и Орду, где вся чайная жизнь связана с выращиванием и производством чая. Там 850 тысяч гектаров чайных плантаций и более 205 тысяч фермеров. Так и менее очевидные — я узнал, например, что Амасья и Самсун являются центрами медного ремесла и там сосредоточено производство турецких самоваров.

Турецких самоваров много разных даже на www.shutterstock.com. А живьем-то их еще больше!
Турецких самоваров много разных даже на www.shutterstock.com. А живьем-то их еще больше!

Турецкие самовары, кстати, очень интересная тема — в том же смысле, в котором интересны самовары иранские, уйгурские или кашмирские. В отличие от самоваров русских, которые практически вышли из повседневного обихода и конструктивно и визуально не развивались с начала XX века, самовары во всех перечисленных регионах — это распространенный и широко используемый в быту водогрейный прибор. И, имея в основе самовар русский, самовары турецкие, иранские и все остальные, постепенно интегрировались в локальные ремесленные культуры и региональные эстетические концепции. И развились в самостоятельные и очень разные явления. Отличить современный турецкий самовар от современного уйгурского самовара сможет даже не особо навороченная система распознавания изображений.

Любопытно также, что до ковида в Азербайджане успели провести три фестиваля чая, риса и цитрусов — любопытное сочетание, на самом деле. Что в Турции и Азербайджане есть чайные пословицы — слишком нарочитые, на мой взгляд, как будто их для детских книжек придумывали. Впрочем, по понятным причинам чайный фольклор и в Турции, и в Азербайджане очень молод и просто не успел стать отточенным и легким.

Ну и информация о том, что в Турции одним из центров кристаллизации чайной культуры, помимо всем хорошо известных проектов Çaykur и Rize Commodity Exchange (Rize Ticaret Borsası), является Университет Реджепа Тайипа Эрдогана, работающий тоже в Ризе, явно не лишняя. В этом университете собрана большая чайная библиотека, а еще он является одним из учредителей Rize Tea Research and Application Center, функционал которого понятен из названия. Вдруг кому пригодится.

А вообще, конечно, турецкая чайная культура — сейчас я буду говорить только о ней, потому что азербайджанскую знаю совсем плохо — более всего удивляет своей молодостью и централизованностью. Чай в Турции, понятно дело, известен достаточно давно — однако реальная турецкая чайная история началась одновременно с началом его выращивания на севере страны. Ну то есть эпизодически примерно с 1917 года, постоянно и массово — примерно с 1937. И за сто с небольшим лет чай превратился из дешевой альтернативы кофе в один из символов национальной идентичности.

Что же касается централизованности турецкой чайной культуры — то здесь все совсем просто. Почти все чайное производство и почти вся чайная торговля в Турции сосредоточены в двух проектах — в уже упомянутых Çaykur и Rize Commodity Exchange. Фактически, любые действия по развитию турецкой чайной культуры являются одновременно маркетинговыми мероприятиями эти двух компаний. На этапе становления и развития чайной культуры это очень эффективная схема.