Найти тему
Катехизис и Катарсис

Гений и злодей

Наверное, в русской истории нет более противоречивой фигуры, чем Иван Грозный. Споры о нем идут уже более 300 лет и оценки даются разные, от кровожадного маньяка до лучшего правителя всех времен и народов. Личность до такой степени незаурядная и неоднозначная что полутонов не существует: либо очень черная, либо очень белая.

Интересно и то, что и у современников Ивана IV, личность «ужасного царя» так же вызывала неоднозначную реакцию. В этом плане очень показательны воспоминания англичанина Джерома Горсея. Как и большинство иностранцев, он со смаком описывает подробности «ужасов Ужасного»:

«Царь жил в постоянном страхе и боязни заговоров и покушений на свою жизнь, которые раскрывал каждый день, поэтому он проводил большую часть времени в допросах, пытках и казнях, приговаривая к смерти знатных военачальников и чиновников, которые были признаны участниками заговоров. Князь Иван Куракин (Knez Ivan Curaken) был найден пьяным, как рассказывали, будучи воеводой (Viavide) в Вендене, далеком городе в Ливонии, когда король Стефан осадил его; [за это] он был раздет донага, брошен в телегу и засечен до смерти на торговой площади шестью проволочными кнутами, которые изрезали его спину, живот и конечности .

Другой, насколько я помню, по имени Иван Обросимов (Obrossimove), старший конюх (a master of his hors), был подвешен на виселице голым за пятки, четыре палача (palacnicks) резали его тело от головы до ног ; один из них, устав от этой долгой резни, ткнул нож чуть дальше, чтобы скорее отправить его на тот свет, но сам он за это был тотчас же взят в другое место казней, где ему отрезали руку, а так как ее не залечили, как следует, он умер на другой день.

Многие другие были убиты ударами в голову и сброшены в пруды и озера около Слободы (Slobida), их трупы стали добычей огромных, переросших себя щук, карпов и других рыб, покрытых таким жиром, что ничего, кроме жира, на них нельзя было разглядеть. Это место было похоже на долину Геенны или Тофета, где язычники-египтяне приносили в жертву своих детей мерзким дьяволам. Князь Борис Тулупов (Knez Borris Telupa), большой фаворит в те времена, будучи уличен в заговоре против царя и в сношениях с опальной знатью, был посажен на кол, заостренный так, что, пройдя через все тело, он вышел у горла; мучаясь от ужасной боли и оставаясь живым 15 часов, князь разговаривал со своей матерью, княгиней, которую привели посмотреть на это ужасное зрелище.

И она, почтенная добрая женщина, за этот же проступок была отдана на поругание сотне стрельцов (gunners). Ее раздувшееся, нагое тело было приказано отдать псарям, бросившим его голодным псам, растащившим его на куски, валявшиеся повсюду. Царь при виде этого сказал: «Кого жалую, тех содержу в чести, а кто мне изменил, тому воздам такую же казнь». Друзья и слуги князя горько оплакивали это несчастье и перемену судьбы. Я мог бы перечислить многих из тех, кто на себе почувствовал жестокость тяжелой в гневе руки царя, однако поберегу скромность и христианское терпение моих читателей».

Однако, несмотря на ряд неточностей (Смоленск был взят отцом Ивана IV Василием III, а Полоцк Ливонию царь та и не удержал), англичанин дает очень высокую оценку деятельности Грозного.

«Царь Иван Васильевич правил более шестидесяти лет. Он завоевал Полоцк (Pollotzco), Смоленск (Smolensco) и многие другие города и крепости в семистах милях на юго-запад от города Москвы в областях Ливонии, принадлежавших польской короне, он завоевал также многие земли, города и крепости на восточных землях Ливонии и в других доменах королей Швеции и Польши; он завоевал царства Казанское и Астраханское, все области и многочисленные народы ногайских и черкесских (Nagaie and Chercas) татар и другие близкие к ним народы, населявшие пространства в две тысячи миль по обе стороны известной реки Волги и даже на юг до Каспийского моря.

Он освободился от рабской дани и поборов, которые он и его предшественники ежегодно платили великому царю Скифии, хану крымских татар (the Chan of Crim Tartor), посылая ему, однако, небольшую мзду, чтобы защищаться от их ежегодных набегов. Он завоевал Сибирское царство и все прилежащие к нему с Севера области более чем на 1500 миль. Таким образом, он расширил значительно свою державу во всех направлениях и этим укрепил населенную и многочисленную страну, ведущую обширную торговлю и обмен со всеми народами, представляющими разные виды товаров своих стран, в результате не только увеличились его доходы и доходы короны, но сильно обогатились его города и провинции. Столь обширны и велики стали его владения, что они едва ли могли управляться одним общим правительством (regiment) и должны были распасться опять на отдельные княжества и владения, однако под его единодержавной рукой монарха они остались едиными, что привело его к могуществу, превосходившему всех соседних государей.

Именно это было его целью, а все им задуманное осуществилось. Но безграничное честолюбие и мудрость человека оказываются лишь безрассудством в попытке помешать воле и власти Всевышнего, что и подтвердилось впоследствии. Этот царь уменьшил неясности и неточности в их законодательстве и судебных процедурах, введя наиболее удобную и простую форму письменных законов, понятных и обязательных для каждого, так что теперь любой мог вести свое дело без какого-либо помощника, а также оспаривать незаконные поборы в царском суде без отсрочки».


Можно ли было обойтись меньшей кровью при строительстве государства? Вопрос до сих пор дискуссионный. Грозный был убежден в наличии заговоров знати против него и Горсей об этом неоднократно сообщает. Были ли эти заговоры реальными или мнимыми, сказать так же сложно. Но основания для подозрения знати царь имел. Бегство Курбского и других воевод, не очень внятная позиция бояр во время болезни царя и присяги «пеленочнику», все это накладывало свой отпечаток на личность Грозного.

К этому стоит добавить и то, что он считал себя Богом избранным на царство, не людьми, а именно Богом, что неоднократно подчёркивал в переписках с другими государями. И к своим подданным Иван относился как «наместник» Бога на своей земле: «Кого жалую, тех содержу в чести, а кто мне изменил, тому воздам такую же казнь»

В одном лице мы видим кровавого тирана и великого устроителя земли Русской. Общественное мнение скачет между этими двумя полюсами, периодически отдавая предпочтения то одному, то другому и эти предпочтения зависят от политической конъектуры. А Иван, каким был, таким и остался, и принимать его надо таким. Гений и злодей в одном лице.

Данный пассаж не имеет целью оправдать Грозного, скорее понять его. Но и это всего лишь маленький камушек в разноцветной мозаике личности.

Автор - Михаил Фомичев