Найти в Дзене
365 историй

Как «родственник» истуканов с острова Пасхи оказался в Тургайской степи

В 1979 году во время лесоустроительных работ неподалеку от Кустаная на правом берегу реки Тобол бригадир Владимир Михайлович Елисеев во время распашки земли поднял довольно объемный покатый булыжник. Казалось, что это какая-то фигура. Действительно, так и есть, вот голова, вот руки, сложенные на коленях. До чего же он похож на истуканов с острова Пасхи! Неподалеку от этого "булыжника" была еще одна находка - ладьевидная терка, как потом определят специалисты.

Несколько месяцев скульптура находилась в доме Владимира Михайловича. К счастью, в какой-то момент он решил отнести ее в краеведческий музей. И получил за это грамоту и премию в 50 рублей. Довольно приличные по тем временам деньги.

На место находки выехали археологи. Они определили, что скульптуры были сделаны в период бронзового века 2 тыс. лет до н.э. То есть 4 тысячелетия назад.

Однако раскопки проводить на этом месте смысла не было. Скульптура явно относится к разряду случайных. Она могла находиться в каком-то природном святилище либо утеряна случайно. Никаких следов поселений или захоронений поблизости не было, чтобы соотнести статуэтку с ней. Но вот только историки прежде уже встречались с подобной скульптурой.

Так, в 1905 году в почти 1000 километров от Костаная горный инженер Козырев нашел в насыпи кургана "каменную бабу" высотой сантиметров 40. Сейчас эта скульптура находится в Эрмитаже.

-2

И наконец, третья фигурка обнаружена в 1986 году на территории совхоза Краснопартизанский. Правда, в изяществе она сильно уступает двум другим. Словно была недоделанной заготовкой.

Тем не менее все три скульптуры здорово напоминают истуканов с острова Пасхи, особенно раннего периода.

Безусловно, представить, что изделия скульпторов тургайской степи попали на остров Пасхи из области невероятного. Схожесть объясняется приемами древнего искусства. Человек проходит идентичные стадии в развитии, в том числе искусства, и использует похожие образы и метафоры в изображении человека.

В частности тобольский мыслитель сделан так искусно, словно бы это лепил какой-нибудь современный скульптор, работающий в духе авангардизма. С меткого определения археолога Геннадия Здановича за тобольским мыслителем даже закрепилось поэтическое наименование "человек, смотрящий в небо". И в его устремленности вверх есть некая загадка - это и любопытство, и какое-то немое ожидание, и вопрос, обращенный к небесам. Даже удивительно, как скульптор бронзового века смог передать этот смысл в грубоватой фигурке.

По некоторым гипотезам, это мог быть мертвый человек, поэтому у него так выделен нос и глазницы. Впрочем, не все исследователи согласны с этим определением. Согласно еще одной версии, это возница и тем обусловлена его поза. Он сидит в повозке. Кстати, первые в мире останки колесниц были обнаружены неподалеку на юге Челябинской области, в нескольких сотнях километров от Кустаная, так что версия вполне правдоподобная.

А сами скульптуры скорее всего ставили в ритуальных нишах, они были оберегами, имели обрядовое значение. Обилие же похожих скульптур (а находили подобные не только в Казахстане, но и в Южной Сибири) говорит о едином каноне и понятном визуальном языке народов степей Евразии, то есть богатых культурных связей этого населения.