Не все перед Новым годом или другими праздниками, включая день рождения, радуются и предвкушают счастливые моменты будущего торжества.
Бывает, что в преддверии приятных событий человек погружается в депрессивный эпизод, ощущает эмоциональное выгорание, негативно оценивая свое психологическое состояние в целом.
Тревога и апатия, к сожалению, не исчезают от «подмигивающих» гирлянд, от пышно украшенных витрин, от стопки ярких «валентинок» или от изобилия мимоз и тюльпанов в первые дни весны.
Напротив, психологические трудности часто активируются с приближением праздников.
Эти трудности могут быть проявлением травмы, полученной в детстве.
Нарциссической травмы.
Как появляется нарциссическая травма?
Апатией, негативом, злостью, выгоранием перед Новым Годом может напоминать о себе нереализованное нарциссическое переживание.
У нарциссической травмы есть своя специфика наряду с другими видами нарушений личностного благополучия.
Она несет в себе чувство глубокого предательства со стороны тех, кому человек доверял. Словно, человека обманули и не дали ему того, на что он имел полное право, появившись на свет ─ лишили его чувства априорной значимости и принятия.
Кто лишил?
Тот, кто первично мог давать ему информацию о нем самом; тот, кто показывал ему, насколько он для него хороший, любимый и ценный… или не показывал.
Это родитель.
Как правило, нарциссическое нарушение формируется в ситуациях, когда ребенку дают понять, что он важен и нужен не просто так, не сам по себе, а только за что-то ─ за выполнение некой конкретной функции, роли, обязательства, долга.
И в этот принцип долженствования включено разрушающее требование к ребенку ─ перестать быть таким, какой он есть, чтобы стать таким, каким он удобен для других.
В процессе выполнения такого сокрушительного для Эго (это развивающееся Я ребенка; осознанный центр его личности; его представления о себе самом) требования все настоящие переживания и потребности ребенка могут подавляться им самим из-за страха стать отвергнутым близкими (матерью и/или отцом).
Иными словами, получая от родителей послание: «Будь тем, кем я хочу/могу/готов тебя видеть, тогда я буду тебя любить», ребенок разрушает свое Эго, трансформирует его, не щадя себя, без толики самосострадания ─ лишь потому, что очень боится стать отвергнутым.
Он хочет получать любовь, внимание и одобрение значимых близких. Он готов ради этого на все (даже если процесс сродни «бегу за морковкой»), потому что родители для него ─ источник всего.
Но эти ресурсы, столь необходимые ребенку, даются в здоровых детско-родительских отношениях ─ от избытка, просто так, а не за что-то, не за какое-то соответствие личностных качеств ребенка ожиданиям родителей или заданным условиям.
Родитель может дать негативную оценку деструктивным действиям ребенка («Мне не нравится, что ты раскидал игрушки по всей квартире ─ я споткнулся и, чуть ли, не упал»), если это необходимо и объективно обусловлено.
Но родителю нельзя давать отрицательную оценку личности ребенка, критиковать его Я, оскорблять его, унижать, сравнивать его в пользу других, а также угрожать ему лишением любви, даже если какие-то действия ребенка вызывают у родителя недовольство («Если еще раз ты принесешь из школы двойку ─ ты мне больше не сын/дочь!»).
В первом случае, касательно высказанного родителем недовольства в отношении действий ребенка риск травмировать его сведен к минимуму ─ его личность/Эго не задето, ему лишь аргументативно обозначено отношение к его действиям/поведению.
А во втором случае угроза нанести травму уже высока, так как в негативных словах родителя скрыто нарциссическое «оружие», несущее в себе идею отвержения ─ «Ты плохой ребенок, а плохой мне не нужен».
Если необходима критика в отношении ребенка ─ она должна быть конструктивной и нести новое решение, заменяющее старое, неподходящее (то, которое критикуется); критика должна обучать, предлагать, а не «отбивать руки», демотивируя ребенка: «Постричь усы нашего кота ─ не лучшая идея, сынок. Хочешь, я покажу тебе, как вырезать классные снежинки этими ножницами из бумаги?».
Как нарциссическая травма меняет личность?
При частых ситуациях, травмирующих детское Эго, определенная составляющая личности ребенка (взявшая на себя бóльшую часть полученных им тяжелых переживаний в контакте с родителями, которые ему было сложно выдерживать и переносить ─ завышенные требования, давление, нарушение границ и т.д.), «отсекается», как бы, «замораживаясь».
Таким образом, активируются защитные механизмы психики. Они помогают ребенку психологически дистанцироваться от перенесенных трудностей, чтобы он мог развиваться и расти, чтобы его Эго могло созревать далее за счет активности остального, (относительно) здорового конструкта личности.
Вот так, раскалывая функционал личности на «замороженную», травмированную часть Я (вытесненная в бессознательное; неосознанная часть) и на «рабочую» часть Я (Эго-сознание; осознанная часть), психика делает одновременно и доброе, и плохое дело.
Доброе, потому что за счет отделения раненого от здорового в структуре Я после пережитой травмы психологическая жизнь ребенка не останавливается; он продолжает свое ментальное развитие, свою активность в окружающем мире, в социуме, он реализуется, как личность (так, как может, с учетом данности).
А плохое дело психики заключается в том, что вынужденно отделенные друг от друга части Я лишают ребенка целостности Я, формируя для него, как минимум две угрозы в будущем, когда он вырастет:
- «прорыв» бессознательных содержаний вовне (допустим, неконтролируемая агрессия, вплоть до проявления психотического эпизода, в силу величины внутреннего конфликта), непреднамеренно контактируя с триггером или даже вне этого контакта;
- проецирование своего внутреннего и неосознаваемого («замороженная» боль) на других, не понимая, что так лишь реализуется некий личный трансфер, а не присваивается объективное качество другим/обстановке (простой пример: жадный человек, который не в силах увидеть в себе свое негативное качество, вытеснят его вовне/на других, то и дело, обвиняя всех подряд в алчности и поиске выгод).
Формирования нарциссической травмы ребенка на метафорическом примере
Чтобы лучше понять суть нарциссической травмы, можно рассмотреть процесс ее формирования на примере развития сюжета сказки Андерсена ─ «Снежная королева». Метафорически.
В самом начале сказки некий тролль с помощниками (он же метафорический/архетипический Дьявол; а в реальной ситуации его образ будет олицетворять определенный негативный комплекс, способствующий травмированию личности ─ материнский или отцовский комплекс, в зависимости от того, кто именно из родителей оказывал большее негативное влияние на Эго ребенка) создал волшебное зеркало (зеркало есть негативная установка, искажающая восприятие ребенка), в котором все доброе и красивое уменьшалось, теряя свою силу, а все злое и безобразное, наоборот, становилось больше и мощнее.
Созданное зеркало было призвано реализовать коварный план троллей ─ вволю поиздеваться над людьми, поссорить их друг с другом, навести в мире полнейший хаос за счет искажения действительности (в реальности данный мотив по реализации плана троллей будет аналогичен родительскому поиску выгод от формируемых искажений в восприятии ребенка).
Тролли таскали свое зеркало повсюду, по всему миру и получали колоссальное удовольствие от результатов его работы, меняя все светлое, доброе на темное и негативное: им так было нужно, им так было удобно.
Но это зеркало однажды было разрушено из-за того, что тролли решили зайти дальше, чем прежде, и поиздеваться над самим Творцом и Ангелами.
Поднявшись к небесам, они не удержали зеркало ─ оно упало и разбилось на огромное количество осколков.
Осколки, разлетевшись по всему миру, не утратили качеств волшебного зеркала. Каждый, даже самый малюсенький осколочек, попадая в глаз или в сердце человека, навсегда менял его мировосприятие и отношения с другими, с собой.
И, как мы с вами знаем, такие осколки попали не только в сердце Кая, но и в его глаз (что сопоставимо в реальности с принятием искаженной родительской интроекции ─ меняется отношение к себе и к другим/к чувствованию и к видению), превратив мальчика в эмоционально ригидного и злого ребенка, находящегося с этого момента под контролем очень сильной ведьмы ─ Снежной Королевы.
Так происходит и в жизни, когда ребенок, получив в самое «сердце» своего конструкта личности (в Эго) часть «злого волшебства» (родительского отвержения), он получает вместе с ним и негативное искажение восприятия всей картины мира: попадает во власть своей внутренней архетипической «ведьмы» (для взрослеющего мальчика она будет выступать негативной Анимой, а для взрослеющей девочки ─ Тенью; это глубинные содержания личности, согласно теории коллективного бессознательного Юнга), которая не позволит ребенку получать радость от жизни просто так.
Если и дальше амплифицировать особенности нарциссической травмы до обозначенного сказочного сюжета, то процесс исцеления от травмы будет предполагать преодоление героями разных препятствий (каждое преодоление в сказке сопряжено с работой над тем или иным деструктивным компонентом личности, комплексом, конфликтом).
Герда (в реальности ─ некий терапевтический компонент, помогающий ребенку отыскать в самом себе ранее отсеченные «замороженные» переживания, принять их, выразить их, отреагировать их и т.д.; контакт с «медиатором», психологом, дающий опыт здоровых, принимающих отношений вместо нарушенных) должна будет отыскать Кая и освободить его от влияния Снежной королевы (терапия освобождает от токсичных интроекций, контролирующих чужых мнений, от разных негативных, в частности ─родительских, установок).
Праздники и травма
Если взрослый человек не смог по тем или иным причинам терапевтировать свои трудности родом из детства, то его раненая, «замороженная» часть личности/Эго из-за травмирующих и все еще нереализованных переживаний, начинает «фонить», реагируя на праздничную «движуху», как на триггер.
Ощущается контраст «внешнего» и «внутреннего».
И тогда грядущее торжество вместо радости сталкивает человека с негативными воспоминаниями о периоде, где ему было нелегко, больно.
Праздник ─ просто «лакмусовая бумажка», демонстрирующая реакцию человека, несоответствующую приятному событию; показывающая наличие проблемы.
Или, если трудные воспоминания у человека вытеснены силой защитных механизмов психики, то у него может неосознанно, интуитивно запускаться привычный с детства деструктивный «сценарий» взаимоотношений. Но теперь это уже не контакт, реализуемый мамой, папой в отношении него, а контакт, реализуемый им в отношении других («Будь тем, кем я хочу/могу/готов тебя видеть, и я буду тебя любить»).
Так «осколок» от зеркала тролля активирует свою силу, превращая позитивно настроенного человека в ядовитого, озлобленного на весь мир, саркастичного, манипулятивного Кая.
Непрожитая боль управляет поведением, мыслями и чувствами.
Иногда активированная травма настолько «увлекается», что организует ретравматизацию с усилением симптоматики ─ депрессивный эпизод может перерасти в проявления клинического, патологического характера.
Как себе помочь?
«Ну, ты просто отвлекись…» ─ не работает в таком случае. Это так же, как сказать человеку с плохим настроением «Не грусти!».
Ох, если бы такие «добрые советы» работали, то наша жизнь точно превратилась бы в сказку. =)
Просто отвлечься от потока негатива, продуцируемого своей раненой частью личности, как и отменить все праздники, невозможно, как бы этого не хотелось.
Пока есть реакция на триггер, нарциссическая травма будет, к сожалению, «болеть».
А попытки воспользоваться деструктивной компенсацией, чтобы облегчить себе боль (например, пробовать «забыться» и дистанцироваться от своих активированных переживаний прошлого, употребляя алкоголь), будет сродни заметанию пыли под коврик, изо всех сил внушая себе, что «дома теперь ─ чисто».
Обмануть собственную психику? Серьезно?
Привычном образом, заметая свои психологические трудности «под коврик» в очередной раз, нужно помнить, что со временем возрастает угроза не найти соразмерного «коврика» для накопленной (порой за десятки, и десятки лет) «глыбы» трудных переживаний.
Нужно также помнить, что однажды может наступить момент (как бы вы его не оттягивали), когда эта «глыба» накроет собой психический функционал, сокрушая связь человека с собой и с другими.
И тогда нарцисс (нетерапевтируемая нарциссическая травма формирует соответствующий уклад личности человека ─ перверзный), не осознающий себя в полной мере (потому что его раненое Эго частично «заморожено»), может принести много вреда как близким, так и самому себе в итоге.
Чтобы праздники не повышали тревогу, не активировали негатив и потребность в суррогатной компенсации, чтобы «под ковриком» ничего не копилось, нужна своевременная «уборка» внутреннего пространства от балласта прошлого.
От «осколков» заколдованного зеркала.