Найти в Дзене

Как я работал учителем в школе на Мальте (Часть 5: Мой первый день)

Продолжение рассказа о предложении поехать работать учителем немецкого языка в частную школу-пансион. Здесь я рассказываю о своем первом рабочем дне. Предыдущую часть найдете здесь. И вот понедельник. С вечера воскресенья я знал расписание. Вел я сначала 5-11 классы, причем мне подсуропили, как помню, в 5-7 классах по 3 урока в неделю! Ну куда им столько? При этом бедные дети учили английский, французский, и до кучи им докинули немецкий! Зачем?! Как сейчас помню, первый урок был в 6-ом классе, где было вроде бы около 10 человек. Дети были послушные, любопытные, им было интересно. Свои первые уроки я построил в виде речевой разминки: 1-2 скороговорки, алфавит (гласные, согласные, дифтонги), ну и лишь потом постепенно ввел грамматику и лексику по темам. Уяснил себе важную истину: В преподавании очень важна последовательность. От простого к сложному, от известного – к неизвестному. Дети на первом уроки задавали много вопросов о языке и о немецкой культуре. Одна девочка спросила, что такое

Продолжение рассказа о предложении поехать работать учителем немецкого языка в частную школу-пансион. Здесь я рассказываю о своем первом рабочем дне. Предыдущую часть найдете здесь.

И вот понедельник. С вечера воскресенья я знал расписание. Вел я сначала 5-11 классы, причем мне подсуропили, как помню, в 5-7 классах по 3 урока в неделю! Ну куда им столько? При этом бедные дети учили английский, французский, и до кучи им докинули немецкий! Зачем?!

"Лев Толстой в мои года не писал такого и не учил три иняза кряду!"
"Лев Толстой в мои года не писал такого и не учил три иняза кряду!"

Как сейчас помню, первый урок был в 6-ом классе, где было вроде бы около 10 человек. Дети были послушные, любопытные, им было интересно. Свои первые уроки я построил в виде речевой разминки: 1-2 скороговорки, алфавит (гласные, согласные, дифтонги), ну и лишь потом постепенно ввел грамматику и лексику по темам.

Уяснил себе важную истину: В преподавании очень важна последовательность. От простого к сложному, от известного – к неизвестному. Дети на первом уроки задавали много вопросов о языке и о немецкой культуре. Одна девочка спросила, что такое свастика и почему это плохо? Ну объяснил и этот «мрачный» период истории Германии при национал-социалистах доступным для детей языком.

Изучать иностранный язык - это значит изучать его корни!
Изучать иностранный язык - это значит изучать его корни!

После 6го класса был шебутной 5ый класс, состоящий из 6 человек. Таковым он стал из-за двух братьев-чеченцев, которые обожали нарушать дисциплину. Там урок начался с того, что мне пришлось пройтись по рядам и собрать телефоны и ноутбуки, на которые дети отвлекались ежеминутно. На первых уроках для знакомства я раздавал детям чистые листы, где попросил написать имя с фамилией. Кто-то послушно написал свое ФИО, кто-то написал «Просто Царь», кто-то после этого взялся с усердием раскрашивать свою именную табличку. В общем, было весело.

Фото класса информатики (из открытых источников)
Фото класса информатики (из открытых источников)

Потом были два старших класса – 9ый и 11ый. Дети были более мотивированные, работали с интересом, но не совсем понимали, зачем им учить немецкий на Мальте, где он по сути не нужен. Ну разве только пара старшеклассников сами сказали, что собираются поступать в университеты Германии и Швейцарии.

Одна девочка призналась мне, что трижды начинала учить немецкий в предыдущих школах. И потом уроки по разным техническим причинам, не зависящим от нее, прекращались. И теперь ей из-за этого учить его сейчас нету никакого интереса. Ну забегая вперед скажу, что позже мы подружились, и мотивация у нее немного подросла.

В общем, на первом уроке я изучал интересы, желания и нравы детей, а дети изучали меня и испытывали мой характер на прочность. Причем в каждом классе я сталкивался с ситуацией, что кто-то учил немецкий в российской школе 1-3 года, и им было абсолютно неинтересно изучать его с алфавита. Но большинство детей учило этот язык впервые, а тем все казалось трудным и непонятным.

Примерное мое состояние в конце трудового дня
Примерное мое состояние в конце трудового дня

После первого рабочего дня я чувствовал себя немного осипшим. Говорить 90% времени приходилось мне. В голове была каша из имен, фамилий, номеров классов. Но мне было все же приятно от того, что со своей задачей я справился. Вечером того же дня я сидел в раздумьях над уроком, который собирался вести для школьников из Германии. Продолжение (6ая глава) здесь.

Статья автора, иллюстрации из сети.

Интересно, как вы, читатели, если среди вас есть учителя и преподаватели, чувствовали себя на первых уроках? Буду рад вашим лайкам и комментариям.