Казанский Храм в Верхних Котицах
Это экскурсия получилась проездом, случайно, мы отправлялись к Оковецкому Святому источнику, просто остановка по дороге, обратились к смотрительнице храма и она позволила нам его осмотреть.
Верхние Котицы - небольшая деревушка по дороге, очень чистая, видно что в домах кто-то живет, но на улице никого не было, подумалось что очень пустынно ...
Была прекрасная погода, солнышко, не было ветра и всё позволяло посмотреть внимательно и спокойно. Мы вошли во двор храма, увидели колодец, закрытый сверху ...
Далее цветы, что были вдоль ограды храма, и было всё очень приятно, чтобы посвятить себя к истинно русским традициям построения и обустройства храма ...
Храм Казанской иконы Божией Матери
Этот храм принадлежит к Русской Православной Церкви, Тверской митрополии, Тверской епархии, Осташковскоего благочиния
Казанская церковь была построена в Верхних Котицах в 1774 - 1786 годах неизвестными местными мастерами на месте деревянной Архангельской церкви.
А Архангельская церковь упоминалась ещё в летописях с конца XV века.
Сначала в 1789 году был освящен только южный Никольский придел. А сам храм Казанской иконы Божией Матери — в 1803 году. ...
Иконостас церкви в Верхних Котицах пример местного убранства интерьера, напоминает по композиции иконостаса Успенской церкви Ново-Девичьего монастыря в Москве.
В конце XVIII и в первой половине XIX века село Верхние Котицы принадлежало помещикам Елчаниновым.
Казанская церковь построена на средства вдовы полковника Елчанинова — Прасковий Авраамовны, на месте деревянной Архангельской церкви.
Разрешение на её строительство было дано в 1774 году.
Строительство церкви длилось почти тридцать лет.
Все здание, кроме северного Архангельского придела, сделанного позднее, вероятно, строилось одной и той же артелью каменщиков, хорошо знакомой с окрестной архитектурой и принимавшей участие в строительстве других церквей.
Прототипом этой церкви явились постройки Житенного монастыря в Осташкове и некоторые церкви в Торопце.
Обилие золота и различного вида икон с отображением жизни Христа и Богородицы, расположены внутри храма - это всё указывало на схожесть работ таких мастеров ...
Церковь построена в стиле барокко с элементами архитектуры XVII века.
Композиция объёмов церкви складывается из главного храма типа восьмерик на двусветном четверике, увенчанного световым восьмериком и четырёхъярусной колокольней.
Фасады церкви украшены пилястрами, при этом капители пилястр на апсиде сделаны с четырьмя волютами, а на четверике храма — с пятью волютами.
Свет из окон хорошо отражался по ликам святых, но в том же варианте давал тайну уединенности ...
Мастерство мастера только заставляет восхищаться знанием многих изысков построения церквей этого типа, и привязка их к местности и обычаям нашего истинно русского народа.
Мастер приложил все усилия чтобы отобразить смешение вкусов и стилей барокко и классицизма русских храмов ...
Не меньшей интерес вызывает и декорация наличников северного придела. Определить время его возникновения достаточно трудно.
Северный придел, скорее всего, выстроен спустя какое-то время после освящения церкви в 1803 году.
Декор наличников похож по формам на прежний.
Иконостас церкви в Верхних Котицах — редкий пример местного убранства интерьера — отдаленно напоминает по композиции иконостас Успенской церкви Ново-Девичьего монастыря в Москве.
Но не смотря на это некоторые детали характерны для искусства осташковских резчиков по дереву.
Иконостасы липовые с резьбою и позолотою современны постройке.
В храме размер иконостаса 4х7 сажен, разделяется золочёнными резной формы и ширины карнизами на 4 яруса, из которых каждый уже нижнего; покрыт белой краскою и по местам украшен золочёной резьбой, изображающей цветы.
Иконостасы приделов покрыты золочёной краской и украшены по местам небольшой золочёной резьбой.
Колокольня построена одновременно храму, 4-угольная, 3 ярусная, колокола во втором венце.
Крыша куполообразная, железная, увенчанная трёхсаженным шпилем, на коем крест 4-конечный, железный, покрытый жёлтою краскою. Колоколов 5, большой – 60 пудов – отлитые Осташом Проскуряковым в 1860г.
До 1875 г. стены никогда не были расписаны. В этом году расписан храм фрескою и масляными красками, а по местам обведён живописными фресковыми карказами.
Иконы писаны при устройстве иконостаса, но есть несколько более ранних. Они обложены серебряными ризами.
Вот такая неожиданная экскурсия получившаяся проездом, мы посмотрели всё что хотели и даже смогли сделать фото, нам разрешили, хотя не везде позволяют это делать.