Давно хотел написать о "фурагах", и не для молодежи, которая, как ни объясняй - все равно не поймет, кто это были. Здесь надо все это видеть и слышать. Хотел написать для тех, кто жил в то время, "фураг" хотя бы видел лично, чтобы всколыхнуть воспоминания и эмоции. Сам я тоже был "фурагой", но только в категории носителей головного убора. Из того, что будет написано, лично я видел % 10, остальное - знаю только понаслышке, делюсь древними слухами, легендами и байками. Поэтому не будьте так строги в требовании абсолютной подлинности.
Пошло это течение от откинувшихся с зоны уголовников, которые намучившись на киче решили на воле пожить красиво. В основном эта субкультура была распространена в 1970-80 годах в г. Куйбышеве, на "Безымянке", в Промышленном районе, на "Металлурге". Но кто-то рассказывал, что они были и в других городах, и даже в Средней Азии, где их называли "ништяками".
Всех "фураг" можно было бы разделить на три категории, 1. это отсидевшие зэки, 2. не сидевшие ярые подражатели, и 3. легкие имитаторы в одежде. "Фураги" первых двух категорий были очень похожи. Правильные пацаны. Их внешний вид, одежда, осанка, поведение, походка, манера разговаривать и сленг были настолько выразительны, и доведены до вычурности, что это всегда привлекало внимание окружающих. Подражатели, вжившиеся в образ уголовника, явно обладали недюжинными актерскими способностями. Их поведение было настолько вызывающим, что вызывало у молодежи неподдельное уважение, и связываться с таким человеком вряд ли кто бы решился. Но таких было немного.
"По привычке" они всегда были бриты налысо. По парадной одежде одевали узкие брюки, пиджак-лепень, мохеровую фуражку даже летом, и туфли на скошенном сзади на 45 градусов каблуке - коры, коцы-мокацы (возможно от слов покоцать и индейские мокасины), (выпуск которых из свиной кожи в 80-х, по потребности организовали предприимчивые армянские кооперативы). Длинный белый шарф вокруг шеи, мог свисать почти до земли. По простому летом одевали трико, майку, тапки, бабайку и все так же пиджак. Летом лепень часто, перегибом висел на предплечье. Про зиму не помню, возможно это были черные драповые плащи.
Иногда на отвороте пиджака крепили значок с В. И. Лениным, чтобы при претензии милиционеров - Почему так одет? С издевкой ответить - Ты чё, начальник, в натуре? Я ленинец! Ленин был лысый и я лысый. Ленин носил фурагу, лепень и узкие брюки - и я ношу. (отворачивает ворот пиджака) - Ленина видишь, начальник? Ты што-то имеешь против Ленина? Многие правоохранители после этого сразу отставали.
Манерные "фураги" были сгорблены, на согнутых в локтях руках всегда распальцовки типа хэви-металл, которыми они при разговоре постоянно жестикулировали. Ходили вальяжно, вразвалочку на полусогнутых в коленях ногах. Часто сидели на кортах-цырлах (на корточках, цыпочках), курили, грызли семки. Рот некоторых из них искривлен гримасой безразличия или презрения, даже, когда улыбаются или смеются. На зубах иногда желтые фиксы, изготовленные на зоне из бронзовых цоколей лампочек.
Их поведение было с ярким выражением безразличия, раскованности, абсолютного бесстрашия, пренебрежения и протеста обществу. На расслабоне. Демонстрация совершенно иного отношения ко всему. Этакие самураи уголовного мира. Что было зрелищным, и молодежь легко попадала под их влияние. И на дискотеке они танцевали по своему, раскрепощенно, особенно. Например, с важным видом, в ритм поддергивали захваченные двумя пальцами отвороты расстегнутого пиджака. Или растопырив распальцовки, сдвинутыми бедрами "катали яйца". И конечно же большинство из них нигде не учились и не работали. Легко относились к алкоголю, наркотикам да и к жизни вообще, поэтому почти никто не дожил до старости.
Разговаривали на зоновском сленге, по фене. В разговоре в каждом слове тянули некоторые гласные звуки, типа - Ты-ы чё?! В на-атуре? На ка-аво ты, о-олень, бочку катишь?! Между собой любили пообщаться, обсуждали простые темы. Некоторые курили через длинные, разборные мундштуки из наборного плексигласа зоновской работы, длинна которых доходила до полуметра. В таких случаях кого-то просили подпалить сигарету - рука не дотягивалась. Часто при себе носили красивые выкидные ножи зоновской работы, являвшиеся произведением искусства.
Что-то говорили про особый кодекс чести "фураг", типа не докапываться к парню, если он с девушкой. Но вместо драки, ввиду физической хилости - для доказательства своей правоты предпочитали использовать нож. Сборища "фураг" часто гоняли ДНД-шники (Добровольная Народная Дружина), так как дружинников в спортзалах регулярно тренировали приемам самообороны - они мечтали все это опробовать на улице, поэтому были придирчивы и агрессивны. В результате "фурагам" по вечерам частенько приходилось с ними махаться. И иногда это заканчивалось поножовщиной.
И конечно же они постоянно враждовали с "панками", "быками" и "крестами" из других районов. "Панки", со сбритыми висками - некое подобие фашистов. "Быки" - это спортсмены, качки, брюки клеш, их район был "Старый город". "Крестов" никто никогда не видел, но говорили, что они по бокам штанов цепляют крестом булавки. Поговаривали, что в Куйбышеве на День Рождения Гитлера "панки" несколько раз пытались организовать демонстрацию. И, якобы милиция для ее разгона собирала по всему городу именно "фураг", и наливала им для храбрости водки. Маловероятно. Следует отметить, что тогда мы верили абсолютно любым сплетням и слухам, Интернета не было, вообще никаких источников информации, не было ничего. Поэтому наши головы были пустыми, чувства обостренными, а фантазии и надежды глубокими.
По скверам и дворам играли на гитарах и пели дворовые песни типа "Судили парня молодого". Или под мотив "Генералов песчаных карьеров" жалобно вытягивали - "Мою бабаечку втоптали в грязь, и олимпийка порвалась. Не бей ногой меня большой пацан, ведь я, как ты - я фургаплан". (Кто знает текст полностью - может напишете?)
Что видел сам, так это после "1 Майской" демонстрации 1985-86 года, на набережную нас, "фураг" не пускало оцепление милиции, выпивали где-то в скверике. Кто-то заорал - "Панки"!!! И началась драка. Но я драться не мог, потому, как земля постоянно вставала вертикально, и передо мной в траве красиво ползали мураши. Только крики слышал и дикий ор вокруг. Еще помню в толпе "фураг" один толкал речь, что где-то "панки" повесили "фурагу" на его собственном белом шарфе. И потом все поднимая вверх кулак, дружно орали - Смерть "панкам"!!! - Смерть "панкам"!!! А когда наш "фурага" возле дискотеки повздорил с каким-то парнем - они стояли и разбирались. Наши парни на полном серьезе спорили - пырнет наш его ножом или нет? Не пырнул, чем вызвал большое разочарование. Еще, когда мы летом начали ходить на турник, было весело наблюдать, как подтягиваются и подъем-переворачиваются парни в бабайках, с сигаретой в зубах и бутылкой в кармане.
И на последок анекдот про "фураг": Стоит возле частного дома толпа "фураг", выходит из ворот бабулька - Сынки, помогите борова забить? "Фураги" - Эт мы ща, мать, в натуре! Налетели толпой на борова. Такая свара, махач, крики. Из толпы выползает один на четвереньках. Бабулька у него - Ну, что, сынок, зарезали? "Фурага" радостно - Не знаю, мать, зарезали-нет. Но запинали точно!
Почему я решил написать про "фураг" Куйбышева? Может чтобы попытаться пробудить чувства тех лет? А может потому, что уже давно об этом был снят художественный фильм и снят очень слабо. Поэтому и был никем не замечен. Фильм не помню. Почему он не затронул струны наших душ, не вызвал резонанс и отклик в сердцах даже людей тех лет? Видимо потому, что в фильме не была рассказана самая душещипательная, трагическая история связанная с "фурагами", которые тогда изредка происходили, и вызывали грусть, до глубины души ранили сердца той, очень чувствительной молодежи. Как например в песне Петлюры - "Алёшка". Но все уже забылось, и истории, и эмоции, и тонкость восприятия. И конечно все это исчезнет.
Сеня Мага.