Осень 1941 года стала самым тяжелым периодом первого года Великой Отечественной войны, враг прорвался к самой Москве.
Именно в это непростое время верховный главнокомандующий Иосиф Сталин приказывает привести в Кремль руководителя гос.кино СССР Ивана Большакова. За ним в Ташкент направляют спецрейс в сопровождении 5 чекистов. Как правило подобные приглашения к хозяину ничего хорошего не сулили.
Алла Никонова жительница Москвы вспоминает:
“Мы жили в бараке одноэтажном, когда начинался обстрел мама нам сшила рюкзачки и клала туда подушечки, открывала окно и мы выскакивали в этом в бомбоубежище Это было много, много раз потому что обстрел был страшный. Последний раз когда мы обычно в метро Павелецкая ходили прятаться и когда мы вышли из этого бомбоубежища наш барак догорал и некуда было идти”.
Елена Трепова жительница Москвы рассказывает:
”Я понимаете бомбежку воспринимала как как праздник. Когда бомбили бабушка когда клала подушку на подоконник сажала меня и мне очень нравились прожектора. Вот это я очень запомнила, гуляли в небе прожектора и когда попадали в самолет - Я кричала самолетик, самолетик.”
Немцы сбрасывали на город фугасные бомбы – зажигалки. На чердаках, на крышах домов дежурили простые москвичи среди них было много детей, довольно быстро они научились ловко хватать зажигалки и тушить их в емкостях с песком. Немцы сбрасывали бомбы, которые взрывались через 30-40 секунд после того, как они падали, дети не боялись. Пожарные выезжали на место пожаров еще когда шла бомбежка. Ни Лондон, никакие другие города, которые бомбила немецкая авиация так не делали, уже во время бомбежки тушить пожары.
А положение на фронтах было тяжелым и непредсказуемым. Высшее руководство СССР фактически не знала реального расклада сил на подступах к столице. Не имела сведений о дислокации частей Красной армии и войск Вермахта. Но и в этом положение вопроса о сдаче Москвы не стояло. Были готовы вести бои на улицах, но именно сдавать Москву не хотели и Сталин напрямую связал свою судьбу с судьбой столицы - он был готов погибнуть, но удержать Москву.
Даже через три четверти века впечатляют откровение Маршала Жукова, вспоминающего свой проезд по передовым линиям обороны осенью 41:
“В Западом направлении особенно на участке западного фронта сложилась крайне опасная обстановка. Все пути на Москву по существу были открыты. Так как на можайской линии, где находились наши небольшие части они естественно не могли остановить противника, если бы он двинул свои войска на Москву.”
Всего этого руководитель советского гос.кино не знал, да и не мог знать. От волнения его бил озноб, а вождь рассказывая по кабинету с потухшей трубкой в руке вдруг сказал:
“Мы тут собираемся нанести немцам удар огромной силы. Думаю что они его не выдержат и покатятся назад, так вот надо все это заснять на плёнку и сделать хороший фильм.”
Большаков просто потерял дар речь. В то время, когда враг стоял у самых ворот столиц, откуда у высшего руководства страны такая уверенность в непременном разгроме врага? Вопрос был исключительно в том, как и по какому сценарию будет развиваться события. Либо резервы придется бросить в оборонительные бои, либо они пойдут в контрнаступление и своими наступательными действиями отбросят противника. Вот это уверенность привела к тому, что дали задание снимать фильм вне зависимости от сценария. Всё равно, это было бы фильм о том, что Блицкриг остановлен.
Прямо из Кремля председатель гос.кино помчался на центральную студию кинохроники, там он первым делом составил список из 18 кинооператоров, их немедленно отозвали с фронта. Основные критерии отбора высшая операторская категория, наличие званий и орденов - это был цвет отечественного документального кино. Режиссерами утвердили Леонида Варламова, Илью Копарина. Сценарный план фильма спустили из ставки, его автором значился писатель и сценарист, любимец вождя Петр Павленко. Лауреат сталинской премии первой степени один из литераторов так называемого личного пула Сталина.
Конечно же никто специально не готовил операторов к работе с риском для жизни, тут уже всё зависело от личного мужества. Надо понимать в какой обстановке снималась эта картина. Под огнем артиллерии, под градами пуль, поэтому конечно - эти съемки уже подвиг фронтовых кинооператоров. Но на войне уберечься от самой войны невозможно. Все, кто снимал фильм о битве за Москву рисковали каждую минуту. Борис Александрович Соколов единственный ныне здравствующий фронтовой кинооператор ему 96 лет, он окончил ВГИК в 1941 году и всю войну проработал на фронтах. Вот что он вспоминает:
“Мы сами не стреляли, нет мы снимали как стреляют. Вот наша задача была снять именно боевые действия и вообще жизнь фронта.”
Для того чтобы понять сколь трудна и опасна была работа кинооператоров на фронтах Великой Отечественной войны, нужно просто вспомнить что за техника была тогда в их распоряжении. Автоматическая камера заряжалась всего-навсего 30 метрами кинопленки 35 мм. 30 метров кинопленки при скорости съемки 24 кадра в секунду - это одна минута экранного времени. А завод пружинный которым приводилась в движение эта камера она протягивала только 15 метров, то есть полминуты.
Сейчас в век цифровых технологий трудно представить, как велась съемка тогда 75 лет назад, да еще на линии огня. Идет бой, свистят пули, работает артиллерия, танки, авиация а оператору каждую минуту надо перезаряжать кинокамеру чтобы снять всего полминуты сражения.
В конце декабря 1941 года монтаж фильма был закончен. В нем показано и действия пехоты, в нем показана артиллерия, в нее показана работа минометчиков, в нём показано кавалерия, в нём показано равномерно и грамотно именно как воюет Красная Армия.
К концу осени, началу зимы 41го Москва фактически стала фронтовым городом. Были созданы линии обороны в виде укрепрайонов последний из которых шёл по Бульварному кольцу, на фронт уходили батальоны Народного ополчения. 600 тысяч Москвичей в октябре месяце участвовало в сооружение Московской зоны обороны, из них 70-75 процентов это женщины. Дождь, слякоть, мокрый снег они мерзнут, но все равно они делали свое дело и построили 700 километров и противотанковых рвов. Заводы и фабрики исправно выпускали военную технику, боеприпасы, медикаменты, обмундирование.
Причем удивительным образом в короткие сроки поменялся профиль предприятий. Там где раньше делались пластмассовые изделия теперь штамповали толовые шашки, там где раньше делали помаду - капсулы для гранат, завод холодильного оборудования компрессор делал Катюша, завод счетных пишущих машинок делал автоматы ППШ. Москва дала фронту три с половиной миллиона автоматов ППШ. Самоотверженная работа на предприятиях Москвы, а также свежие и хорошо обученные дивизии, сформированные в тылу Центральной России, на Дальнем Востоке и в Сибири, фактически предопределили успех контрнаступления Красной армии под Москвой.
Из воспоминаний маршала Жукова:
“В первых числах декабря в нашем замысле не было нанести контрнаступления. Вся заботы была тогда остановить противника и нанести контрудар с тем, чтобы отбросить вот эти вклинившиеся на флангах группировки. А когда было установлено нашей разведкой, по поведению противника, по его действиям было установлено что противник выдохся окончательно и не выдерживает уже наших контрударов, особенно когда была введена первая ударная армия Кузнецова. В это время нам стало понятно, что мы не должны остановиться на контрударах, а должны использовать такой благоприятный момент и развернуть контрнаступление”.
Армия переходила в наступление лишь незначительно всего на 10 процентов превосходя группу армий “Центр” по общей численности личного состава. Поэтому Битва за Москву — это безусловно поворотный момент не только Великой Отечественную, но и всей Второй мировой войны. В подготовке контрнаступления под Москвой решающее значение сыграл парад на красной площади. 7 ноября 1941 года в ознаменование 24-й Пролетарской революции. Его участники прямо от стен Кремля уходили на фронт, линия огня находилась всего в 34 км от Спасской башни.
То, что 7 ноября в осажденной Москве, из которой уже эвакуировано огромное количество предприятий, музеев, гражданских начальников и населения, прошел парад посвященный годовщине Октябрьской революции это имело огромное значение. Он в политическом, в подсознательном смысле имел колоссальное значение это был предвестник в полном смысле слова нашей Великой Победы. На этом параде, во-первых была продемонстрирована готовность руководства оставаться с столицей до конца. Также то что Красная Армия располагает силами и средствами танками, пушками, пехотой с пулеметами для того чтобы защищать столицу. Прохождение колонн начали на два часа раньше, выступление вождя с трибуны мавзолея операторы запечатлеть не успели, съемку провели позже в зале Кремля подкрасив фанерную трибуну под гранит Ленинской усыпальницы. От того в фильме пар из уст верховного главнокомандующего не идет, хотя дыхание бойцов, уходящих с Красной площади на фронт видно отчетливо. Уходили кремлевские курсанты, дивизии НКВД, дивизии стрелковые и танки специально чтобы показать москвичам что сила у нас есть.
Один из ключевых руководителей СССР Владимир Иванович Долгих начал свой путь фронтовика в боях под Москвой. После краткосрочных курсов истребителей танков. Он коренной Сибиряк 17 лет от роду оказался в окопах у стен столицы, из его воспоминаний:
“Когда так сказать мы занимали эти деревушки, ну в какой-то момент состояние горячности и ты не воспринимаешь что с тобой происходит на самом деле. Потом только так сказать осознаешь, что это мог быть и уже вне бытия этого, так что война — это так сказать штука страшная.”
Документы свидетельствуют, что контрнаступление холодный расчет ставки, основанный на данных разведки. Япония не нападёт на СССР раньше 1944 года и потому свежие и хорошо обученные воинские соединения с Дальнего Востока и с Сибири были срочно переброшены под Москву. Кроме того, очень вовремя подоспел значительный резерв новой высокоэффективной военной техники, произведённой в глубоком тылу и наконец погода и отсутствие дорог. Шли затяжные дожди, из-за которых гитлеровцы 30 октября просто остановили наступление, потому что в грязи вязли даже танки и другая гусеничная техника. А 5 ноября ударили сильные морозы, у захватчиков начались массовые обморожения и повальные простуды. Столкнулись две самых крупных армии, которые существовали в мире, причем впервые столкнулись между собой. Миллионные армии поэтому и потери колоссальные, и масштаб огромный.
Контрнаступление под Москвой перевернуло сознание всего цивилизованного мира и прежде всего США. Тем не менее американское руководство занимало выжидательную позицию. Чего же именно ждали наши союзники? Достаточно вспомнить известные высказывания вице-президента США Гарри Трумана, который заявил, что Соединенные Штаты должны занять третью позицию, если они увидят, что побеждают нацисты, то нужно помогать русским, если же увидит, что вверх берут русские, то нужно помогать нацистской Германии.
За океаном не представляли и малой части безыскусной и жуткой правды о войне, которую вели большевики с нацистами. США объявили войну Гитлеру, участвовали в северных конвоях, но продолжали жить припеваючи. Концу 1941 года индексы финансовых и фондовых бирж выросли почти на треть, а прибыли ведущих промышленных корпораций в два раза. Война была далеко, и Америка гуляла и отрывалась как могла. Проходили пышные фестивали, конкурсы, круглые сутки работали рестораны и казино.
Тем временем Советской России счет жертвам, развязанный нацистами бойни, шел на миллионы. 7 декабря 1941 года японцы атаковали американские военно-морскую базу в Перу Харбор и это означало конец изоляционистской политики администрации США и вступление Соединенных Штатов в войну. В войну против Японии в первую очередь, затем через некоторое время Соединенные Штаты объявили войну фашистской Германии, фашистской Италии союзникам Японии. Советский Союз с Японией тогда не воевал. И парадокс состоял в том, что во время немецких бомбардировок Москвы, до того, как посольства были эвакуированы в Куйбышев. Японский посол сидел вместе с английским, американским послом в одном бомбоубежище.
В отличие от США в России большевиков война в каждом доме. Всюду невиданные зверства гитлеровцев. Создатели фильма “Разгром немецких войск под Москвой” впервые с предельной откровенностью показали преступление нацизма: обугленные трупы военнопленных, расстрелянных партизан, горящие дома, закоченевшие, не преданные земле тела мирных жителей, виселицы в Волоколамске, взорванный Новоиерусалимский монастырь, разоренный дом-музей Льва Толстого в Ясной Поляне, сожженный дом Чайковского в Клину. Не было нужды вносить в сценарий фильма какие бы то ни было пропагандистские приемы, достаточно было просто показать все как есть. В кадрах фильма как в зеркале отражаются факты того сражения, суровая проза войны. Было подсчитано в битве за Москву прежде, чем погибнуть командир взвода сражался 3 дня, комроты 7 дней, командир батальона 11, полка 20 дней, рядовой всего 18-20 часов.
А работе над фильмом “Разгром немецких войск под Москвой” известно немного, о ключевых создателях ленты сухие строчки личных дел. В числе операторов были Марк Троянский, Владимир Сущинский, Владимир Яшурин и Павел Павлов-Росляков, но их не указали в титрах по настоянию чекистов. Не дожив до Великой Победы всего пару месяцев Владимир Сущинский оставил заповедь что вошла в учебные пособия:
“Главная задача военного оператора сделать кинорепортаж из земного ада. Необходимо снять острые моменты боя и превратить их в произведения искусства.”
Монтаж фильма "Разгром немецких войск под Москвой" закончили 25 декабря, озвучивание началось 27 декабря 1941 года. Один из режиссёров фильма Илья Копалин вспоминал:
“В огромном холодном павильоне студии наступило самое ответственное волнующее время - запись 5ой симфонии Чайковского. Светлая русская мелодия, гневный протест, рыдающий аккорды. А на экране сожженные города, виселицы, трупы и на всем пути отступления фашистов следы насилия и варварства. Мы слушали музыку смотрели на экран и плакали. Плакали оркестранты, с трудом игравшие замерзшими руками.”
Впереди было еще много месяцев войны, решающих переломных моментов оставалось еще немало. Но вот это вот самый первый шаг сорвать планы противника, на какое-то время захватить инициативу, вот это Московская битва обеспечила. Обеспечила еще очень важную вещь - передышку для восстановления работы промышленности. Если мы посмотрим на график промышленного производства, мы видим что именно весной 42 года советская военная промышленность начала неуклонный рост производства в эвакуации. Картина о “Битве за Москву” была принята худ. советом 2 января 1942 года. Первым и главным ее критиком стал Сталин который сказал после просмотра:
“Один хороший фильм стоит нескольких дивизий"
и отдал приказ начать показ в преддверии 23 февраля - дня рабочей крестьянской Красной Армии. За 1942 - 43 годы в кинотеатрах мира его посмотрели 16 миллионов зрителей.
И вот когда западный зритель смотрел этот фильм он понимал то что это совершенно особая война, война которая требует мобилизации всех ресурсов. Советский Союз сражается действительно за свою жизнь, за выживание. Кроме сталинской премии первой степени на долю фильма выпал всемирный триумф. В конце февраля 1942 года почти одновременно с премьерным показом в родной стране лента удостоилась главной премией национального совета кинокритиков США. Перевести картину за океан, да еще продублировать её всего за месяц и сейчас то не просто, а в условиях войны и подавно.
Впервые американцы смогли увидеть масштаб боев на Восточном фронте. Они уже к этому времени располагали определенной немецкой хроникой трофейной, они располагали съемками кинооператоров союзников, но практически они ничего не знали о взгляде со стороны Советского Союза.
Настоящий Триумф фильм испытал 4 марта 1943 года в мировом прокате он назывался “Москва наносит ответный удар”. Именно в тот весенний день в концертном зале отеля Амбассадор голливудской столицы Лос-Анджелесе в чопорной атмосфере чёрных смокингов, галстуков бабочек, длинных платьев, блеска бриллиантовых украшений и роскоши интерьеров картине вручили Оскар - главную награду американской академии киноискусства.
Здесь безусловно имело место политическое решением, потому что это был символический шаг поддержки, выражения солидарности борьбы советского народа с фашизмом. Высочайшую оценку в мире документальный фильм "Москва наносит ответный удар" получил по трем главным критериям: героизм его создателей, художественная ценность и политическая целесообразность. Больше всего на публику, на академиков американских произвел сам факт первого поражения этой непобедимой армады гитлеровской, которая практически без боя заняла всю Европу.
Советский фильм стал первым в мире зарубежным и первым в мире документальным фильмом получившим столь высокую оценку. Понятно что и Черчилль и Рузвельт наблюдая за нашим сопротивлением, видя этот фильм они понимали, то что война в конце концов окончится нашей победой. В фильмах которые появились чуть позднее этого фильма в частности “Битва за Россию” американского режиссёра, фильм с очень чёткими ясными заявлениями в поддержку советского народа высказалось фактически все высшие руководители США, начиная с президента Соединённых Штатов и кончая государственным секретарем и председателем комитета начальников американской армии.
На латунной табличке бронзовый статуэтки Оскара, которые присужден к советской картине "Москва наносит ответный удар" надпись: “За героизм русского народа при защите Москвы и за работу над фильмом в условиях чрезвычайной опасности.” Американцы доселе считавшие самой страшной трагедией в мире разгром японской авиации базы своих ВМС на Гавайях Пёрл-Харбор, были поражены ужасами которые творили нацисты в Советском Союзе и впервые убедились в мощи военной машины русских посмотрев фильм “Москва наносит ответный удар”.
Контрнаступление под Москвой развернулась по линии составляющей около 800 км. Прорыв был грандиозным, внезапным, кадры фильма ярко подтверждают это, показывая величие самой первой Победы Красной Армии над войсками Вермахта. В контрнаступлении враг впервые почувствовал силу новейших советских танков Т-34, испытал мощь ракетных установок залпового огня Катюша, новых гаубиц бьющих на 30 км.
Первые успехи советских наступательной операции освобождение городов Яхрома, Истра, Дмитров, Епифань, Можайск, Клин, Солнечногорск, Волоколамск, Калинин ныне Тверь и других. Контрнаступление под Москвой было первым шагом к победе, но нужно было еще сделать очень много шагов вперед. Судьба войны под Москвой еще не была окончательно решена, Советский Союз еще мог ее проиграть.
Он мог потерять нефтяные месторождения Кавказа, он мог истощить свои резервы в позиционных сражениях, он еще мог оказаться выведенным из войны веду исчерпания ресурсов. Контрнаступление под Москвой которое началась 5 декабря 1941 года имело решающее воздействие на ход всей войны не только Великой Отечественная, но всей Второй мировой войны в целом. Мы оттолкнулись ногой от стен Кремля и у Красной Поляны у Химок, и начался тот долгий процесс, тяжелый процесс, но движение уже к стенам Берлина.
Итоги контрнаступления, которое официально длилась с 5 декабря 1941 по 7 января 1942 года впечатляют до сих пор. Одновременное удары армии западного фронта во взаимодействии с операциями Калининского юго-западного фронтов, разгромили группировки гитлеровцев действовавшие севернее и южнее Москвы. От немцев были очищены все города и села Подмосковья, одновременно в ходе контрнаступления Красная Армия возвратила Елец Липецкой области, Наро-Фоминск, Балабаново, Малоярославец, Боровск Калужской области. Фронт отодвинулся от столицы на 130-250 км Красная Армия разбила 38 гитлеровских дивизий.
Раньше немецкий солдат чувствовал свое чувство превосходства и во Франции, в Норвегии, в Бельгии где угодно, то здесь у стен Москвы он уже перестал чувствовать вот это осознание, того что он первый солдат, то что германская армия самая мощная. Оказалось то, что Красная Армия способна переломить вот эту германскую военную машину, советский солдат получил моральный стимул. Вот это самое главное международное значение контрнаступление под Москвой в декабре 1941 года, которое вошло в список самых важных сражений XX века его трудно переоценить. Это особо подчеркнул в своем предельно откровенном, некогда даже запрещенным интервью Маршал Победы Георгий Константинович Жуков.
“Каждый наш Советский человек в том числе и москвичи особенно все сделали для того чтобы здесь разгромить немецкие группировки, чтобы их путь был последним здесь на Москву. Я считаю что Московское сражение явилось очень крупной победой стратегического масштаба, по существу заложило основу для дальнейшего и окончательного разгрома немецких войск."
Три четверти века назад под Москвой Красная Армия одержала первую крупную победу над безжалостным хорошо вооруженным врагом. Без той первой Московской Победы сегодня вряд ли было бы столь хороша, многолюдна, улыбчива и счастлива столица нашей страны. Да и вряд ли была бы сама страна, отстоявшим свободу.
Живым и мертвым нет забвения!
Спасибо, что дочитали.Не забывайте подписываться - этим вы помогаете развитию канала.