Найти тему
Мысли о книгах

Протопоп Аввакум «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

Протопоп Аввакум «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

Читал раньше из этой книги лишь отрывки, да помнил, скорее из Александра Городницкого, «ино побредем дале»:

Боже, помоги, сильный,

Боже, помоги, правый,

Пастырям своим ссыльным,

Алчущим твоей правды.

Стужа свирепей к ночи,

Тьмы на берега пали.

Выела вьюга очи —

Ино побредем дале.

Наконец прочел полностью. Это тем более просто, что есть переложения на современный язык (ведь некоторые слова за древностию лет изменились или утратили значение). Впрочем, я читал сначала оригинал (насколько это возможно современным алфавитом), а потом уже перевод Натальи Понырко.

Не хочу рассуждать о литературных достоинствах книги, хотя к ним, несомненно, нужно отнести простой русский язык, которым она написана. И если говорить о предвестии великой русской прозы, то оно и в «Житии протопопа Аввакума» тоже. Но важнее мне показалось ощущение, возникшее во время чтения. Очень, мнится, русское ощущение, что такие могучие духовные силы оказались потрачены на такую, казалось бы, ерунду — тремя или двумя перстами креститься, сугубо или трегубо восклицать «Аллилуия».

Как истово пишет Аввакум: «У святых согласно, у Дионисия и у Василия: трижды воспевая, вместе с ангелами славим Бога, а не четырежды, по римской ереси. Мерзко Богу таковое четырехкратное воспевание: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава тебе, Боже». Да будет проклят так поющий, с Никоном и с костёлом римским!». Ну неужели Господу Богу это важно? Да еще с такой ненавистью? Ее, впрочем, протопоп трансформирует в любовь к своим духовым чадам: «Да что-петь делать? Пускай их, миленьких, мучат: небесного жениха достигнут». Кстати, по оценкам, у него было от пяти до шести сотен духовных детей. То есть тех, кого он пестовал и кто, в свою очередь, вверялся ему. Это важно для понимания весомости фигуры Аввакума, как одного из учителей и отцов раскола.

Еще один для меня важный герой и мотив «Жития…» — жена протопопа Анастасия. Помните, у Марины Цветаевой «О, вопль женщин всех времен:
Мой милый, что тебе я сделала?!». Это — один вариант взаимодействия женщины с мужчиной. Другой можно увидеть здесь: «Я пришел, — на меня, бедная, пеняет, говоря: «долго ли мука сея, протопоп, будет?» И я говорю: «Марковна, до самыя смерти!» Она же, вздохня, отвещала: «добро, Петрович, ино еще побредем». Вот это «ино побредем дале» — это тоже грань женского характера. Причем, по преимуществу, русского.

Книга Аввакума — это, конечно, не автобиография, это, по сути, житие будущего святого. Тем большее значение имеет авторское самовосприятие, далекое от самолюбования: «Мню себя чем-то, а сам есть кал и гной, окаянный, прямое говно, отовсюду воняю — и душою, и телом». Этому отношению к себе стоило бы многим поучиться.

Книга Аввакума — уникальный документ русского раскола, одной из множества гражданских войн в нашей истории. Страшной, как любая гражданская война, проходящая через семьи, ломающая жизни близких людей. Еще и для того ее стоит читать, чтобы понять, как на такой вот мелочи начинает строиться (а затем отстраиваться) идентичность. И к чему это в конце концов приводит. Особенно если сбоят каналы коммуникации. Очень в этом плане современная книга.