Есть у нас в городе дворцы. Появились они в 20 веке. В их проектировании участвовали известные архитекторы и инженеры. Называли их «дворцами для народа». И были это… Наверное, вы догадались? Станции московского метрополитена.
Именно в их оформлении нашлось место и для шахтёров, и для горняков, и для металлургов. Это скульптуры, мозаичное панно и фризы. Сейчас мы всё вам расскажем и покажем, давайте вместе прокатимся по основным станциям нашего метро.
«Площадь Революции»
Была открыта 13 марта 1938 года. Известна бронзовыми скульптурами художника Манизера, в которых он отразил своеобразный путь становления нашей страны от революции, через Гражданскую войну к мирной довоенной жизни.
Среди 76 композиций мы увидим изображения стахановца с отбойным молотком и инженера.
Прообразом фигуры стахановца послужил Михаил Павлович Крамской – один из самых талантливых учеников Манизера. Он родился в Нижнем Тагиле и участвовал в создании там городского Музея изобразительных искусств, а также основал художественно-графический факультет местного пединститута.
«Бауманская»
Была открыта 18 января 1944 года. Архитектор станции Иофан задумывал её ещё до войны, как «Спартаковскую», и украшать собирался, соответственно, фигурами гладиаторов. Но во время войны открыть станцию решено было с названием «Бауманская» – в честь революционера Николая Баумана, погибшего неподалёку. Гладиаторов заменили фигурами современников, отразив идею единства фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны.
Так, на станции появились фигуры тружеников тыла и военных. Первоначально они были выполнены из гипса, а в 70-е годы их заменили бронзовыми копиями. Вот здесь мы и встретим горняка-метростроевца. Некоторые утверждают, что это метростроевка.
«Электрозаводская»
Открыта станция 15 мая 1944 года и в её наземной части – прямо на улице можно встретить сразу трёх шахтёров-проходчиков. Работа скульптора Мотовилова называется «Метростроевцы в забое». Видно, что они устали, но заняты своей работой. Так что не будем им мешать и переместимся на станцию «Киевская». Это уже третья станция всё по той же синей, Арбатско-Покровской (теперь №3) линии московского метро.
«Киевская»
Итак, станция «Киевская» радиальная была открыта 5 апреля 1953 года. Тема оформления – 300-летие воссоединения Украины с Россией.
В 1654 году гетман Запорожского Войска Богдан Хмельницкий обратился к царю Алексею Михайловичу (отцу Петра I) о переходе к нему на службу. Делалось это, чтобы избавить православных Малороссии от религиозного и социального угнетения со стороны шляхты и католического духовенства Речи Посполитой.
На сводах станции расположены 24 фрески, которые изображают трудящихся Советской Украины. Над ними работал целый коллектив художников, и здесь мы можем увидеть сталеваров за работой, шахтёров с цветами и молодого шахтёра в компании ветерана и ученика ремесленного училища.
Сделав пересадку с радиальной на кольцевую «Киевскую», мы попадём на станцию, оформление которой посвящено дружбе русского и украинского народов. И тут мы встретим металлургов обоих народов, изображённых на панно-мозаике «Социалистическое соревнование металлургов Урала и Донбасса».
Едем дальше!
«Комсомольская радиальная»
Была открыта 15 мая 1935 года и для оформления станции впервые в метрополитене были применены панно из майоликовой плитки – изразцов – обожжённой и раскрашенной глины. Автор Лансере, называется панно «Метростроевцы» или по другой версии, «Проходка шахты».
Если приглядеться, можно увидеть, что все лица людей разные. Известно, что художник спускался в шахту для создания эскизов, поэтому изображены на панно реальные люди.
«Новокузнецкая»
На переходе с Замоскворецкой (№ 2) на Калужско-Рижскую (№ 6) линию в южном торце станции расположено панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» работы Покровского. Работа выполнена в технике флорентийской мозаики – из поделочных камней разных оттенков и форм, аккуратно соединённых вместе. Среди работников тыла мы видим шахтёра, металлурга и кузнеца.
А где же всё-таки литейщики спросите вы?
Ну, во-первых, в СЛТ. Здесь вы можете найти всё, чем мы помогаем литейным заводам. А во-вторых, в московском метро мы не встретили настоящих литейщиков. Зато в Петербурге на станции Нарвская можно увидеть целую компанию. Скульптурная композиция, горельеф Куликова так и называется «Литейщики».