Этот фильм я смотрела подростком вместе с семьей. Помню, что старшим фильм чем-то нравился, но изображенная в нем неприглядная сторона жизни в нашей стране отталкивала. За поведение русских было стыдно, я это тогда хорошо понимала, поэтому это кино и оставило после себя странное послевкусие. Вроде сделано все интересно, но все-таки впечатления остаются пасмурные.
Так о чем этот фильм?
Это кино многие помнят, поэтому пересказывать сюжет нет смысла.
Если говорить совсем кратко, то посвящено оно судьбе русского человека, который мечтает обрести рай на земле.
Питерский интеллигент Николай Чижов устраивается работать в школу с экономическим уклоном. Ему дают комнату в коммуналке, хозяйка которой исчезла при загадочных обстоятельствах.
Он знакомится с соседями: типичными «работягами» с хитрым и пьющим главой семьи, его хабалистой женой, склочной тещей и беременной неизвестно от кого дочерью.
Новоселье отмечают весело и спьяну вместо двери выходят в шкаф, попадая в Париж. Оказывается, это окно в столицу Франции, которое открывается в Петербурге раз в несколько десятилетий.
И каждый из героев пытается воспользоваться неожиданно свалившимися на него благами. Скандальные соседи зарабатывают деньги и закупаются вещами, а Чижов находит в Париже свою любовь – прекрасную француженку Николь.
При этом в фильме много комических сцен, возникающих как результат соприкосновения убогой постсоветской действительности и благополучной жизни парижан.
Одна только история, как Николь случайно заблудилась на улицах Питера и попала в милицию, чего стоит.
Сладкая мечта о рае
Каждому человеку свойственно мечтать о лучшей жизни, но в русском национальном характере это как-то особенно ярко проявляется.
И часто наши предки придумывали для себя такую райскую землю, находящуюся за горами, за лесами, за далекими холмами.
Крестьяне называли ее «Беловодье» — таинственной землей счастья и блаженства. И все в этой стране справедливо и по совести. Поэтому в старые времена находились странники, которые уходили из дома искать ту самую заветную страну.
Вот и мне кажется, что главный герой – это такой же странник, который ищет рай не столько для себя, сколько для всех.
И неожиданно обретает Париж.
Поначалу ему кажется, что его мечта сбылась. Но это только первое впечатление. Он быстро понимает, что несмотря на чистоту, комфорт и достаток здешней жизни, есть определенные правила, которые нужно соблюдать.
Хочешь найти себе место музыканта, умей удивлять – играть в кафе на скрипке в другой позе, играть на фортепьяно без штанов.
И хотя мрак и грязь родного Петербурга выглядит куда более отталкивающе, но и Париж не лишен недостатков.
А какой итог?
Главные герои фильма возвращаются в Питер, но позже снова мечтают найти окно в Париж.
Это свидетельствует о том, что человек подчас не знает, чего он хочет от жизни. Родной город ему приелся и не устраивает, но и новые места не согревают душу.
По сути дела, на земле человек всегда странник. И это не зависит от города или страны.
Советские люди жили в стране с сильным патерналистическим устройством системы управления. Государство выступало в роли всемогущего отца и решало за них практически все: как жить, что есть, во что одеваться, как думать и как правильно славить партию.
Но и в советской системе были свои очевидные недостатки. Поэтому всегда стремящаяся к свободе интеллигенция мечтала об иной сытой и комфортной жизни, считая, что все, что говорится о «загнивающем западе», - это неправда. По сути дела, мы сами создали себе этот «миф о Париже» и сами в него поверили.
А реальность оказалась совсем иной.
Кстати, в романах многих французских писателей Париж совсем не является городом мечты. Вспомнить хотя бы Ж. Сименона с его комиссаром Мегре.
Просто советским гражданам, которые никогда не были в столице Франции, так хотелось верить в сказку!
О создателях фильма
И последние несколько слов мне бы хотелось посвятить создателю фильма – ученику Э. Рязанова режиссеру Юрию Мамину.
«Окно в Париж» - самый известный его фильм, были и другие, но они такой славы не получили.
Режиссер придерживался либеральных взглядов, происходил из семьи с еврейскими корнями, поэтому видел жизнь «широко».
При этом, заручившись поддержкой киностудий, смог снять свое авторское кино, что по сегодняшним временам – редкость. Сегодня почти все в кинопроизводстве решают продюсеры. Они дают деньги, они и заказывают то, что хотят видеть.
А тогда «Окно в Париж» получило всевозможные премии и заработало огромные деньги по всему миру. Такая Россия европейцам нравилась. То есть фильм изначально был обращен не только к российской, но и зарубежной аудитории.
Сам режиссер, к слову сказать, в 2019 году эмигрировал из нашей страны в США, заметив, что здесь ему не дают нормально работать.
Он дал интервью американским СМИ, в котором заявил:
«Я летел в Америку с аудиокнигой Евгении Гинзбург «Крутой маршрут». В ней открывается страшная жизнь России, люди-монстры, воспитанные сталинской эпохой. Людей легко превратить в чудовищ, в рабов, не желающих быть свободными. И вот я вижу, что Россия, которая смотрит Первый и Второй канал, стремительно идет к сталинскому ощущению времени, к сталинскому обществу, к готовности заложить своего товарища, чтобы выразить свою любовь к вождю. Люди готовы доносить друг на друга. Они боятся инакомыслия, боятся свободной мысли».
Важная цитата
Впрочем, режиссер так думал не всегда.
Помните фразу главного героя:
«Вы правы, вы родились в неудачное время, в несчастной, разоренной стране, но это же ваша страна, неужели же вы не можете сделать ее лучше? Ведь многое зависит от вас, поверьте!»
И мне кажется, Юрий Мамин был тогда гораздо ближе к истине, чем сейчас.
Тяжелые времена проходят. Россия остается.
Спасибо, что дочитали. В продолжение темы.