Найти тему
Артур Рыкалин

Перспективы российского агроэкспорта

По предварительным итогам Россия увеличила агроэкспорт в 2022 г. на 12% в стоимостном выражении. Это мало о чём говорит при свирепствующей в мире гиперинфляции и санкциях части стран против России. То ли за счёт роста цен, то ли за счёт роста объёмов. По существу нужно разбираться.

МЫ уже входим в двадцатку крупнейших экспортёров продукции агропромышленного комплекса (АПК) с долей в 1,9%. Кто в лидерах? США, Голландия, Бразилия, Германия, Китай, Франция, Испания, Канада, Италия, Индонезия, Новая Зеландия, Индия, Польша, Бельгия, Аргентина, Австралия, Таиланд.

Средняя цена российского агроэкспорта увеличилась с 329 долл. за тонну в 2018 г. до 595 долл. за тонну в 2022 г. Доля верхнего и среднего передела увеличилась с 30 до 43%. В 2022 г. структура экспорта примерно следующая: зерновые (31%), масложировая продукция (23%), рыба и морепродукты (15%), мясная продукция (4%), молочная продукция (1%).

Под санкции также немного адаптировались. Рапсовое масло вместо Норвегии стали активно поставлять в Китай. Кукурузу - в Турцию и Иран, вместо Южной Кореи и ЕС. Прирост стоимостного экспорта в дружественные страны увеличился на 26% (в 2021 г. - на 12%), а их доля в эскпорте возросла с 72% до 81%.

Кто основные покупатели нашего продовольствия?! Турция (+23% в 2022 г.), Китай (+38%), Dark Economies (Иран, Куба, Венесуэла, Сирия и др. +24%), Казахстан (+30%), Южная Корея (-5%), Беларусь (+58%), Египет (+23%), Саудовская Аравия (+49%), Узбекистан (+21%), Нидерланды (-47%), Азербайджан (+21%).

Российский экспорт зерновых в стоимостном выражении вырос в 2022 г. на 14%. Его основу составляют пшеница (82%), ячмень (8%) и кукуруза (8%). Основные покупатели нашего зерна - Турция (23%), Иран+Сирия+Куба+Венесуэла (21%), Египет (15%), Саудовская Аравия (6%), Ливия (4%). По зерну до сих пор держатся очень высокие мировые цены, а наш урожай почти бьёт рекорды.

Стоимостной экспорт масложировой продукции подрос за год на 26%. В основном мы отгружаем подсолнечное масло (51%), рапсовое (16%) и соевое масло (10%). По рапсовому и соевому мы нарастили объёмы почти в 2 раза. Основные покупатели - Турция (28%), Китай (+55%), Иран+Сирия+Куба+Венесуэла (-17%), Индия (рост в 2,4 раза за год!!!), Египет (65%). Россия покрывает четверть мирового экспорта подсолнечного масла.

По рыбе и морепродуктам мы показали спад на 8% по стоимости экспорта. В основном мы продаём мороженую рыбу (55%), ракообразных (25%) и рыбное филе (17%). По "ракам" у нас спад 45%. Основные покупатели - Южная Корея (+0,3%), Китай (+38%), Нидерланды (-52%), Япония (-43%), Германия (+38%).

По экспорту мяса мы показали рост в 22% в 2022 г. По курятине и индейки Россия нарастила экспорт более чем на половину. Основные наши покупатели - Китай (+33%), Саудовская Аравия (+99%), Беларусь (рост в 2,6 раза!!!), Вьетнам (-51%) и Казахстан (+61%).

Молочную продукцию мы поставляем в Казахстан (+25%), Беларусь (+6%), Узбекистан (+71%), Азербайджан (+14%), Абхазия (+55%).

Что важного было в 2022 г.?! Во-первых, для России подорожал фрахт, усложнились страховые и финансовые расчёты. Во-вторых, укрепился рубль, что удорожает экспорт. В-третьих, мы получили почти рекордный урожай зерновых. В-четвёртых, из России ушли часть транснациональных корпораций. В-пятых, цен на продовольствие остаются на высоких уровнях. В-шестых, усиливается роль Китая как ключевого покупателя.

#Агроэкспорт #АПК #СельскоеХозяйство #РЭЦ