Найти тему
Пилот параплана

Как я начал летать на параплане в Осетии.

Было это в 2019 году, в ноябре месяце. Ко мне подошел один мой приятель, Герман, и предложил мне поехать в Осетию. "Я знаю одно место, называется Фиагдон, там туристов много, есть с кем летать,"- сказал он. Сказано - сделано и вот, мы мчим в Осетию.

Даргавс.
Даргавс.

Надо сказать, что я до этого был и летал в Цейском ущелье и в Дигории. Лет за двенадцать до этого. Впервые меня туда привёз мой старый друг Женя Гутник. Но это совсем другая история. К ней я ещё вернусь в другой раз.

А сейчас мы едем в Фиагдон. Предварительно я ознакомился с картами этих мест. Google Earth - отличная программа, где можно ознакомиться с рельефом и понимать, куда едешь и как там летать. Сверившись с гуглом, я предположил в Фиагдоне сильные долинные ветра. Это прямое и узкое ущелье, а вот соседнее, Даргавсское - подходило лучше. Там, вырываясь из теснины, анабатический ветер выбегает в широкую долину. Ущелье делает поворот на запад, а затем еще один, на юг. Предположительные склоны для парения находятся на южной части - это отроги пика Геодезист, высотой 4200 м над уровнем моря. В хорошие дни там должно поднимать на эту высоту...

Вид с нашего старта над Фазикау. Впереди - поселок Даргавс и гора Чиджитыхох.
Вид с нашего старта над Фазикау. Впереди - поселок Даргавс и гора Чиджитыхох.

Я связался с местным пилотом - Сергеем, по прозвищу Индеец. Он рассказал, что они летают в динамике от долинного ветра над городом мертвых. Странно, но попробую. Приехав туда, я увидел этот склон, хотя другие - над Фазикау, меня сильнее манили. Но ничего, поехали к городу мертвых. Стоял ноябрь, а в это время обычно долинный ветер слабее из-за низкой высоты Солнца. Северные склоны Геодезиста вообще не освещаются и с них подливает катабатический ветер даже днём. Но ничего, решил оставить их осмотр до весны. А пока опробую хребет над мертвым городком.

Мертвый городок, как его называют местные, это комплекс склепов, расположенных в самом низу отрогов горы Чиджитыхох, или Девичей горы. Говорят, что там захоронено около десяти тысяч человек. Но это не по нашей теме.

Мертвый городок.
Мертвый городок.

Поднялись с Германом на хребет, я разложил аппарат и полетел. В это время приехали местные, Индеец с тандемом и пассажиром. Полет был парящий, хребет как раз повернут к долинному ветру. Стартовал я с самого того места, где дует сильный долинный ветер летом. В ноябре же я без проблем взлетел. Дуло до 6м/с. Я прошелся по хребту, к горе Чиджитыхох и к мертвому городку. Длинна динамика около километра. Место мне понравилось.

Сергей стартовал из глубины ложки и приземлился возле фермы внизу. Я приземлялся в долине, за речкой. Там дуло плотнее. Летом там будет слишком сильный ветер, решил я.

После полета я предложил съездить к отрогам на южной части ущелья. Мы поднялись к даче одного из местных чиновников - к большому замку. Там дуло сверху. Ноябрь. Мы поехали в Фиагдон, на ночёвку.

На следующий день мы осмотрели сам поселок Фиагдон на возможность полетов там. Я не разделял энтузиазма Германа по поводу того, что в этом ущелье можно катать тандемы круглый год. Конечно, в ноябре и декабре тут дует слабо, нет летнего прогрева, но с февраля в Фиагдоне начнет задувать. Это видно и по самому ущелью. Я решил сделать вылет от старта под горой Кариухох. Заприметил площадку над древним городом Цмити. Поднявшись, я решил стартовать под слив и не смог, споткнулся и прокувыркался несколько метров вниз по склону. А в это время Герман нашел главу села и показывал ему, как мы летаем... Было смешно.

Сами места меня поразили глубоко в сердце. Древние башни, склепы, старые дома - всё говорило о том, что люди здесь живут давно. Ну а горные пейзажи действительно завораживают.

Источник в Фиагдонском ущелье.
Источник в Фиагдонском ущелье.
Башни в Фиагдоне
Башни в Фиагдоне
Цмити, город 14 века.
Цмити, город 14 века.

Пара следующих поездок у нас с Германом была уже с клиентами. Мы летали в Фиагдоне, стартовали в районе качели и приземлялись рядом с дорогой. Почти ничего не дуло в тот момент. Потом были полеты в районе мертвого городка, с посадками внизу. До февраля месяца полеты были склонными.

Шаухох
Шаухох

И вот, в январе 2020 года мне позвонили ребята из одной известной в узких кругах компании гидов из Ростова. Они сказали, что у них собирается группа в Осетию на 23 февраля. Набирается 20 человек. Вот, уже интересно. Наступило время, я собрался и приехал, собрал местных пилотов. Оказалось, что летать будет одна девушка. С этими гидами всегда так, но ничего, я приехал с ней на старт над мёртвым городком и полетал. Место очень понравилось. Полёты в ровном динамике, с возможностью посадки на старт. Но южная часть ущелья меня так и манила.

Готовимся к полёту со старта над мертвым городком.
Готовимся к полёту со старта над мертвым городком.

Облёт тех склонов, под Геодезистом, перенесли на март - апрель. Но новая болезнь 2019 года спутала нам все карты. С марта ввели карантин. Я сидел дома и с тоской смотрел на замечательную теплую погоду. Пятигорск был перекрыт, на Юцу даже ездить было нельзя. Но разве это может остановить человека, у которого есть желание летать?

Конечно, в Осетию меня бы не пустили, но по полям, мимо всех постов на Юцу я ездил. Несколько раз участвовал в том, что засыпал канавы, которыми пытались перекрыть дороги по полям, объезжал их. В это время на горе собралось много народа из Москвы и других городов - тепло, погода лётная и все шлют карантин куда подальше. Не один раз, поднявшись на 2000 метров над горой в апреле, я превозмогал желание слетать треугольник, хотя бы к Машуку и Бештау. Но нет, что будет, если я приземлюсь в городе? Меня оштрафуют и для других ребят могут быть последствия.. Так и летали вокруг горы до середины июня.

И вот, с середины июня месяца мы начали выезжать. Чудо, карантин был снят! Границы закрыты и толпы туристов поехали по нашей Родине. Осетия так же переживала туристический бум. С конца июля мой телефон разрывался от звонков туристов и гидов - все хотели полетать в Осетии. Наша команда на тот момент: Денис Зорин, Сергей Клемёнов и я. Мы летали на старом старте, так как не было времени на облёт нового, да и база была низковата, после обеда шел дождь и на новом месте облака лежали метров на 200 выше старта. И вот, случился день , когда мы проехали лишние пять километров и полетали со старта над Фазикау. Я полетел первым. Вот трек этого полета.

Примерно в это же время мы побывали на ещё одном парадроме - в Дунте. Первая поездка была так себе. Мы просидели под дождем два дня. Во второй раз - неплохо полетали. Я набирал 800 метров над стартом, правда никуда не улетал. Но место мне показалось очень перспективным.

вот видео моего первого полета в Дунте.

А это - видео первого полета со старта над Фазикау.

После первого августа мы сделали старт над Фазикау основным. Ко мне сразу стали ездить мои друзья со всех уголков России. Всем очень нравилось это место. Мы разлетали ещё один старт, над поселком Ламардон, на склоне горы Тбау. Леша Тарасов (Теоретик) даже слетал там вдоль скальника, в конце сентября. До середины октября мы продолжали летать с того старта, над Фазикау. Потом долинный ветер перестал дуть с достаточной силой и мы закрыли сезон в ноябре.

Но мне очень нравился склон, на котором стоял дежурный поток. Это южное плечо горы Чиджитыхох. Мне оно не давало покоя. Там не лежит снег, склон хорошо прогревается. Когда я туда летал летом, то видел там дорогу для внедорожников. Как раз под мою Ниву. На следующий год мы разлетали и этот старт.

Продолжение следует.