Снова на календаре вторая половина декабря, зажглись ёлочные огни не только возле торговых центров, первыми реагирующих на приближение праздников, но и в некоторых домах, и мы снова и снова слышим на улицах и обсуждаем в социальных сетях и СМИ «наш», или «не наш» праздник наступит 25 декабря (ведь «наше» Рождество наступит только 7 января!). Стоит или не стоит торопиться устанавливать и украшать ёлку, устраивать или нет вертеп, или повременить?
И многие из наших сограждан уверенно объявляют, что 25 декабря празднуется некий праздник, именуемый «католическим Рождеством», в то время, как православные отмечают Рождество 7 января. А так ли это? Давайте разбираться.
Начнём с того, что все христианские конфессии празднуют не какие-то разные праздники католическое (день рождения папы римского?), лютеранское (день рождения Лютера?), или же православное (день рождения кого-то из патриархов?) Рождество, а один и тот же праздник – Рождество Христово. И все христиане мира, с тех самых пор, как в Риме в середине IV в., ещё во времена единой Церкви, решили разделить празднование памяти двух евангельских событий – Рождества и Богоявления, прежде приходившиеся на один день – 6 января, придерживаются одной и той же даты – 25 декабря. Дата для нового праздника, хотя и условная, была выбрана неслучайно, именно на это время приходился римский языческий праздник Непобедимого солнца (дня зимнего солнцестояния), что отлично подходило для того, чтобы напомнить, что новое солнце и свет миру - Христос, с вочеловечиванием которого в мире постепенно прибавляется света, в том числе и света истины. Конечно же, никто и никогда не утверждал, что избранный день имеет хоть какое-то отношение к действительной дате рождения Христа (её история не сохранила), напротив, её символичность всегда подчеркивалась и ранней, и современной Церковью. Так почему же теперь, как утверждают многие, православная Церковь отмечает праздник 7 января, уже после Нового года?
Для того, чтобы всё в этом календарном ребусе встало на свои места, нам придётся вернуться в 325 г, во времена неразделённой Церкви, когда Первый Никейский собор привязал дату расчёта наступления Пасхи к дате весеннего равноденствия, наступавшего 21 марта, а затем совершить ещё один скачок во времени и перенестись в середину XVI в., когда стало очевидным, что разница между календарным и фактическим равноденствием составляет 10 дней, а значит, и время Пасхи определяется ошибочно. К подготовке реформы календаря отнеслись весьма серьёзно, работа над ней была поручена лучшим астрономам своего времени, долгие годы ведшим наблюдения и делавшим подсчёты и, наконец, папа Григорий XIII специальной буллой объявил о переходе на новый, более точный календарь. На тот момент разница между прежним Юлианским и новым, получившим название Григорианского, календарём составляла 10 дней. Расчёты показали, что каждые 400 лет она будет увеличиваться ещё на трое суток. Переход на реформированный календарь даже в традиционно католических странах не был ни безоблачным, ни бесспорным и занял долгое время, однако постепенно большинство европейских государств приняли именно этот календарь. И если вначале в основе реформы календаря лежало желание точнее определять время главного христианского праздника, то в дальнейшем нередко именно большая астрономическая точность побуждала ту, или иную страну принять григорианский календарь в качестве государственного.
Россия перешла на григорианский календарь только в 1918 г. и так как переход в сознании большинства верующих прочно связался с правительством, развернувшим на долгие годы беспрецедентные преследования любой религии, русская Православная Церковь нового календаря не приняла и продолжила использовать в богослужебной практике прежний, юлианский календарь, ставший своего рода символом молчаливого сопротивления насильственному насаждению атеизма, хотя это и не было единственной причиной его сохранения.
Так и получилось, что один из самых любимых, второй по значению после Пасхи, праздник к разным людям, исповедующим веру в одного и того же Бога приходит с разницей в две недели, но при этом в один и тот же день. Зависит это не от того протестант ли, католик ли или православный тот или иной христианин, а от того, к какой поместной Церкви он принадлежит. Например, католики Византийского обряда в Восточной Европе придерживаются, как и Русская Православная Церковь, юлианского календаря, и переживают рождественскую радость одновременно, а часть Поместных Православных Церквей (примерно 2/3 от общего числа), приняв реформированный новоюлианский календарь, который до 2800 г. полностью совпадает с григорианским, встречают Рождество, в те же дни, что и католики латинского обряда, и протестанты. И ни содержания праздника, ни его традиций это не меняет.