Найти тему
Primavera

​Луис К. Тиффани – выдувное стекло

Луис Комфорт Тиффани (Louis C. Tiffany, 1848-1933), сын Чарльза Тиффани, основателя знаменитой американской ювелирной фирмы Tiffany & Co., получил художественное образование, много путешествовал, изучая культуру и искусство Старого Света и Востока.

По широте интересов и множеству талантов Л. К. Тиффани можно назвать человеком эпохи Возрождения, который использовал свои художественные способности во многих областях, включая живопись, мебель, текстиль, керамику, дизайн книг, ювелирное искусство. В конце 1870-х годов он был очарован декоративными возможностями стекла, черпая вдохновение в готических витражах и в то же время экспериментируя с созданием новых сортов стекла и методов создания витражей.

Свою первую стекольную фирму Тиффани основал в 1892 году в Квинсе, штат Нью-Йорк и назвал ее Tiffany Glass and Decorating Company. Именно здесь в 1893 году совместно с химиком Паркером К. Макилхини и главным мастером компании Артуром Дж. Нэшем (1849-1934) Тиффани разработал уникальный сорт стекла Favrile.

Расплавленное стекло обрабатывалось оксидами металлов, которые, вступая в реакцию со стеклом, создавали роскошный радужный эффект на поверхности. Сначала мастерская выпускала стекло для мозаик и витражей, а вскоре приступила к выпуску художественных изделий из выдувного стекла. Тиффани запатентовал процесс получения стекла Favrile в 1894 году, а на Парижской выставке 1900 года получил главный приз за свой бокал Favrile.

В этой подборке показаны вазы из выдувного стекла от компании Tiffany Studios из коллекции Джея и Мики Дорос (по материалам сайта аукционного дома Sotheby’s).

«Кипрская» ваза, фаврильное стекло, высота 13,3 см, Tiffany Studios, около 1896 г.

В 1877 году Метрополитен-музей приобрел за 60 000 долларов золотом почти 22 000 предметов, обнаруженных и вывезенных с Кипра консулом Соединенных Штатов Луиджи ди Чеснола. Американцы были очарованы этой коллекцией, большая часть которых состояла из иридизированного покрытого оспинами древнего стекла. Радужные «кипрские» вазы с ямчатой поверхностью были изготовлены мастерской Тиффани еще в 1895 году и выпускались до самого закрытия примерно 35 лет спустя.

-2

«Кипрская» ваза, фаврильное стекло, высота 15 см, Tiffany Studios, около 1920 г.

-3

«Кипрская» ваза, фаврильное стекло, высота 8,6 см, Tiffany Studios, около 1902 г.

-4

«Кипрская» ваза, фаврильное стекло, высота 8,3 см, Tiffany Studios, около 1915 г.

-5

Флакон «Павлин», фаврильное стекло Tiffany Studios, серебряная оправа J.E. Caldwell, высота 23,5 см, около 1898 г.

Павлин был одним из любимых декоративных мотивов Луи К. Тиффани, и он использовал его во многих своих работах – от витражей до украшений. Вазы Favrile, украшенные павлином, были впервые выставлены в выставочных залах компании на Четвертой авеню ранней весной 1897 года. В статье в Brooklyn Daily Eagle в то время говорилось:

«В настоящее время на выставке в Tiffany Studios, 333 Fourth Avenue, New York, выставлена самая замечательная коллекция выдувного стекла, последние работы мистера Луи К. Тиффани. Красота и великолепие павлина подсказали ему, что он мог бы добиться подобных цветовых эффектов в стекле Фавриль. После ряда экспериментов ему удалось изготовить множество ваз и тарелок, в которых цветовой мотив, а в некоторых случаях и форма павлина были выполнены не в чисто реалистической манере, а с достаточной точностью и реализмом, чтобы сразу вызвать в памяти блеск и цвет его оперения».

Оправа из стерлингового серебра с дизайном, напоминающим пламя, и заглушка в стиле ар-нуво были специально заказаны у «JE Caldwell & Co», крупного филадельфийского продавца ювелирных изделий.

-6

Чаша, фаврильное стекло, латунная стружка, Tiffany Studios, диаметр 12,5 см, около 1894 г.

-7

Флакон для духов, фаврильное стекло, Tiffany Studios, высота 10,8 см, около 1900 г.

-8

Ваза «Окно», фаврильное стекло, Tiffany Studios, высота 13 см, около 1920 г.

Вазы этого типа, известные как «окна», были, пожалуй, самым технически сложным типом выдувного стекла Favrile из-за высокого риска растрескивания в процессе отжига и охлаждения многослойного стекла. Известно всего шесть таких экземпляров, все они были сделаны примерно в 1920 году.

-9

Ваза-Paperweight «Кизил», стекло, Tiffany Studios, высота 9,5 см, около 1900 г., была выставлена на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Техника Paperweight (пресс-папье), в которой сделана эта ваза, называется так не потому, что их использовали как пресс-папье. В те годы в моде были стеклянные пресс-папье, выполненные в виде купола из прозрачного стекла с внутренним декором из цветных миллефьори. Технология этой вазы схожа с технологий изготовления таких пресс-папье. Ваза «Кизил» относится к начальным попыткам применить технику Paperweight для создания ваз. В последующие годы фирма стала выпускать гораздо более сложные и совершенные модели в этой технике, такие как ваза «Миллефьори» с массивным восьмигранным основанием, изготовленная 15 лет спустя.

-10

Ваза-Paperweight «Миллефьори», фаврильное стекло, Tiffany Studios, высота 14 см, около 1915 г., была выставлена на Панамско-Тихоокеанской международной выставке 1915 года.

-11

Ваза «Диатрета», фаврильное стекло, Tiffany Studios, высота 16 см, около 1909 г.

Диатреты — сосуды с двойными стенками, одна из которых представляет собой ажурную внешнюю оболочку, известны со времен Древнего Рима. Самая известная диатрета — чаша Ликурга из Британского музея. Луи К. Тиффани, очевидно, знал об этих редких и удивительных творениях. Однако у стекольных мастеров Tiffany не было ни знаний, ни времени, ни опыта, чтобы воспроизвести точную технику. Их интерпретация диатрет достигнута путем формирования ромбовидной решетки и последующего затем прикрепления ее к основанию и корпусу предмета.

-12

Диатрета (некрополь Комини II — Плевля, Черногория) 4 век. На фото видно, что внешняя стенка крепится тонкими короткими стеклянными стойками к корпусу сосуда.

-13

Ваза «Лава», фаврильное стекло, Tiffany Studios, высота 16 см, около 1907 г.

Спустя сто пятнадцать лет вазы «Lava», по мнению многих, лучше всего олицетворяют творческое превосходство выдувного стекла Tiffany Favrile: асимметричные корпуса с неровными, слегка волнистыми венчиками и многоцветными внешними переливами; темно-кобальтовые накладки с текстурой, похожей на обветренную кожу, с вкраплениями неровных пятен, обнажающих прозрачный желтый фон, переливающиеся золотые нити и аппликации разного размера.

-14

Ваза «Лава», фаврильное стекло, Tiffany Studios, высота 14,3 см, около 1907 г.

-15

Ваза «Агат», агатовое стекло, Tiffany Studios, высота 17,8 см, около 1909 г.

Тиффани был не первым, кто попытался имитировать структуру агата в стекле. Первую имитацию агата — литиалиновое стекло, создал богемский стеклодув Фридрих Эгерманн в 1829 году. Однако стекло Favrile «Agate» от Tiffany наиболее близко воспроизводит внешний вид срезов агата. Первые попытки производства стекла «Агат» были предприняты в листовом стекле для витражей Tiffany Glass and Decorating Company. Вскоре после этого стекло было адаптировано для выдувных сосудов, а вазы «Агат» производились до середины 1920-х годов.

-16

Ваза «Византия» на подставке, фаврильное стекло, Tiffany Studios, высота 26,3 см, около 1909 г.

-17

Ваза «Византия», фаврильное стекло, Tiffany Studios, высота 27,3 см, около 1905 г.

-18

Ваза «Египетский лук», стекло-камея, Tiffany Studios, высота 30,8 см, около 1900 г.

-19

Ваза «Египетский лук», фаврильное стекло, Tiffany Studios, высота 34,9 см, около 1900 г.

-20

Чаша «Роза», стекло-камея, Tiffany Studios, высота 15,6 см, около 1897 г.

Стекло-камея, было исключительно популярно в Европе конца XIX века. Коммерческий успех изделий Émile Gallé во Франции и Thomas Webb & Sons в Англии стал примером для подражания по всему миру. На начальном этапе деятельности стекольная компания Тиффани тоже выпускала подобные изделия. В отличие от европейских предшественников, использовавших технологию кислотного травления, узоры на вазах-камеях Тиффани были созданы в основном с помощью режущего или гравировального инструмента.

Одним из самых ценных сотрудников Tiffany Studios в этот ранний период был Фридолин Кречманн (1853–1898). Родившийся в Австрии, Кречман переехал в Англию, когда ему было 19 лет, прошел обучение в стекольной мастерской недалеко от Бирмингема и вскоре был признан одним из ведущих стеклорезов и граверов в мире. Кречман трагически погиб в возрасте 45 лет. Чаша-камея «Роза», вероятно, сделанная им незадолго до смерти, демонстрирует его высочайшее мастерство и художественную проницательность.

-21

Флакон в серебряной оправе, стекло-камея, Tiffany Studios, высота 10,8 см, около 1900 г.

-22

Ваза в виде цветка, стекло-камея, Tiffany Studios, высота 34 см, около 1903 г.

-23

Ваза-Paperweight «Водяные лилии», стекло, Tiffany Studios, высота 17 см, около 1920 г.

-24

Гравированный кувшин, фаврильное стекло, Tiffany Studios, высота 19,7 см, около 1900 г.

-25

Ваза «Аквамарин», аквамариновое стекло, Tiffany Studios, высота 29,5 см, около 1915 г.

Стекло «Аквамарин» было одной из последних инноваций, созданных в стекольной мастерской Тиффани, которая сразу же завоевали успех у критиков. Изделия с толстыми тяжелыми корпусами из прозрачного стекла зеленого оттенка с очень натуралистичным мотивом были отмечены в журнальных статьях и в «Синей книге» Tiffany & Company с 1914 по 1917 год по цене до 300 долларов.

-26

Луис Комфорт Тиффани (1848-1933)

-27

Павильон компании Tiffany Glass and Decorating Company на Парижской выставке в 1900 году.

Друзья, если вам понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ

Больше информации по истории декоративно-прикладного искусства вы можете найти в статьях:

Приятного просмотра!

Приглашаю всех в мой магазинчик PRIMAVERA на Ярмарке Мастеров!