Испокон веков душу всякого православного человека рано или поздно посещало непреодолимое желание воочию увидеть Землю, в которой странствовал и проповедовал Спаситель. Увидеть и посетить те места, которые видел и посещал Он, и поклониться святыням, связанным с Его Крестными Страданиями, претерпеваемыми ради искупления каждого из нас. Потому то и была нашими благочестивыми предками воздвигнута в сердце родного Отечества дивная Ново-Иерусалимская обитель, подобно списку с чудотворной иконы досконально скопировавшая мельчайшие детали реликвий Святой Земли и позволившая воочию зреть в пределах Русского государства Священную Палестину.
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ СОЗДАНИЯ ЭТОГО МОНАСТЫРЯ
В 1656 году, в сорока с небольшим верстах от Москвы, на одной из возвышенностей, названной впоследствии Елеонской горой, был поставлен Крест. С того времени и начинается летопись Ново-Иерусалимской обители.
Создана она по замыслу патриарха Никона и государя Алексея Михайловича. Предание повествует, что однажды, совершая паломничество на Валдай, государь, оказавшись в этих местах, восхитился их красою и воскликнул: «Все здесь подобно Иерусалиму!»
Патриарху тоже нравились эти места. Выезжая из столицы, он часто останавливался в местном селе Воскресенском, любуясь живописной природой и совершая долгие уединенные прогулки, располагающие к молитвенному настрою. И посетила его благая мысль основать здесь Воскресенскую обитель.
Но не простую обитель хотелось построить просвещенному владыке. Не рядовое место для вознесения молитв и монашеского бдения хотел он основать. Он задумал возвести пространный образ Святой Земли – «Русскую Палестину», в которой устроено все было бы так, чтобы каждый русский человек, не имеющий возможности посетить места, связанные с жизнью Спасителя, мог зреть здесь то же самое, что и на Святой Земле, не покидая притом пределы родного Отечества.
Святейший Никон замыслил создать на этой территории 365 церковных престолов – по числу дней в году. Ему очень хотелось, чтобы каждодневно здесь чтилась память праведников, прославленных Вселенской Церковью. Однако основать он успел лишь 29 из них.
Выкупленные патриархом окрестные села были переименованы: Сафатово – в Воскресенское, Микулино – в Преображенское, а Зиновьеву Пустошь стали именовать Капернаумом. Устроили здесь и свой Гефсиманский сад.
Этот замысел одобрил приезжавший в ту пору в Москву Иерусалимский патриарх Паисий. Он подарил Никону разборную модель Иерусалимского храма, которая до наших дней находится в монастырском музее. А еще, как свидетельствует Летопись, на Святую Землю отправляли келаря – иеромонаха Арсения Суханова, составившего подробнейшее описание местных построек и тщательно их измерившего.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ГЛАВНОМ ХРАМЕ ОБИТЕЛИ – ВОСКРЕСЕНСКОМ СОБОРЕ
В центре Ново-Иерусалимского монастыря находится его главный Воскресенский собор, возведенный по образу древнего храма в Иерусалиме.
Патриарх Никон уподоблял его возведение написанию списка с чудотворного лика Божией Матери. Внутри него воссозданы величайшие реликвии Православия: Голгофа, Гроб Господень, темница, в которой заключен был Искупитель. Из Иерусалима было привезено сюда кипарисовое Распятие, повторяющее мерою Крест Спасителя.
Возводили собор многие годы, и потому в нем смешано несколько стилей, удивительно сочетающихся между собой: древнерусские купола, храмовые изразцы Средневековья, фасады, выполненные в стиле барокко Елизаветинского периода: все это делает здание храма неповторимым. Трудились над его созданием не только отечественные зодчие, но и итальянцы.
Во внутреннем убранстве прихожан впечатляет 12-рядный иконостас с 85 образами, выполненными в технике иконописной школы Симона Ушакова:
Через Русскую Палестину протекает река Истра, которую патриарх называл Иорданом. И она, действительно, напоминает в середине своего русла первообраз.
После кончины основателей обители строительство продолжил сын государя – Феодор. Архитектором стал блистательный зодчий Яков Бухвостов. При нем выстроены Гефсиманская, Сионская, Дамасская башни и Давидов дом.
При царевне Софье был возведен Рождественский храм с Вифлеемской тематикой, под клетью которого находится вертеп.
ГЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ НОВО-ИЕРУСАЛИМСКОГО МОНАСТЫРЯ
Говоря о монастырских святынях, наместник Феофилакт (Безукладников) обращает внимание паломников, что подходить к ним нужно особым образом: «С глубокой верой в то, что если мы припадаем к святыням обители с таким же глубоким благоговением, как делали бы это на Святой Земле, то получаем ту же благодать, которую получали бы, находясь в местах Честного Подвига Спасителя».
Уникальнейшей реликвией является возведенная здесь Кувуклия – копия главнейшей христианской святыни – пещеры, в которую возложено было Тело Сына Божия после Его казни. Ново-Иерусалимская святыня повторяет все в деталях, даже форму камней первообраза. Внутри нее - Придел Ангелов и Пещера, где находится Гробница Искупителя. Есть там и камень, о котором беспокоились жены-мироносицы, тревожась, кто отбросит его от входа.
На территории обители есть чудесный источник, пробившийся дивным образом из-под лопаты патриарха при строительстве Воскресенского собора. Патриарх Никон воскликнул тогда: «Чудо древнее обновилось, свидетельствуя нам Благословение Божие на созидание этого священного места», - и всегда пил воду только отсюда.
НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ О МОНАСТЫРЕ
При монастыре есть музей, в котором представлены вещи патриарха Никона и его прижизненное изображение.
В 1666 г. Никон был низложен и сослан простым насельником в Ферапонтов монастырь. Его детище в тот период пережило запустение. Вернувшись из ссылки через 15 лет, патриарх завещал погрести его в Воскресенском соборе под Голгофой. По свидетельству летописца, от усыпальницы святейшего Никона подавались многие исцеления, и среди верующих он был весьма почитаем. В 30-е гг. минувшего столетия, после осквернения обители, мощи патриарха исчезли. Одна из сотрудниц обосновавшегося на месте обители музея вспоминала, что, когда вскрыли гробницу патриарха, он лежал в ней, словно живой. Но в одночасье тело его рассыпалось, и потому прах его выкинули на улицу. Однако насельники обители не считают эти показания достоверными и не теряют веры обрести когда-нибудь честное тело святейшего.
Пятеро подвизавшихся здесь священнослужителей причислены к новомученикам Российским. В их числе митрополит Серафим Чичагов – духовный сын святого Иоанна Кронштадтского. После того, как он составил Летопись Дивеевской обители, в сонном видении его посетил преподобный Серафим Саровский, тогда еще не канонизированный. Труды именно этого священника подвигли государя Николая Александровича ходатайствовать о прославлении Дивеевского старца в лике святых.
В ноябре 1941 года в течение 2-х недель в стенах Ново-Иерусалимского монастыря были расквартированы оккупанты. В то время морозы доходили до 40 градусов, и, чтобы согреться, захватчики жгли святыни, а, отступая, взорвали это чудесное место, надеясь таким образом уничтожить духовное наследие России. Восстанавливать многострадальную обитель стали только в конце минувшего столетия, после того как в июле 1994 года эти здания вернули Церкви.