На днях Михаил Борисович встретился с журналистами, чтобы рассказать о своём знаменитом музее, которым руководит ещё с 1992 года. Получается, ровно 30 лет. Отметим, что он родился в семье известного питерского археолога, академика Бориса Пиотровского, который с 1964 года и сам возглавлял Эрмитаж.
Получается, что Пиотровские руководят им уже почти шесть десятков лет. Вот такая директорская династия. Если говорить непосредственно об Эрмитаже, то в этом году он тоже отмечает юбилей: 105 лет с момента своего создания в 1917 году, после Великой Октябрьской социалистической революции.
Открыто 365 залов
Сегодня это одно из крупнейших собраний художественных ценностей в мире. Впрочем, свою историю музей ведет с коллекции произведений искусства, приобретенных в далеком 1765 году российской императрицей Екатериной II.
Она разместила их в семейном Эрмитаже (от французского слова ermitage — «место уединения», «келья») - специальном дворцовом флигеле в Зимнем дворце.
С тех пор коллекция разрослась до трех миллионов экспонатов. А сам Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть занимает несколько огромных зданий.
Это и Зимний дворец, и Главный штаб на Дворцовой площади, и Меншиковский дворец, и Императорский фарфоровый завод, и др. В целом для посещения открыто 365 залов.
- В этом году мы снова решили провести наш знаменитый Эрмитажный фестиваль, - отметил Михаил Пиотровский. - Это целая серия декабрьских мероприятий перед самым Новым годом. Все началось еще 7-го числа, в день святой Екатерины.
Как вы понимаете, эта дата выбрана в честь Екатерины II, благодаря которой наш музей и появился на свет. Мы считаем ее нашей основательницей.
В этот день я лично отчитываюсь о проделанной за год работе как раз перед самой императрицей. Эрмитажный фестиваль приобрел такую популярность в Санкт-Петербурге, что давно уже превратился в городской праздник.
Вышли из жуткого кризиса
- За минувшие 30 лет Эрмитаж заметно похорошел...
- Когда я пришел в музей, он был в жутком кризисе. В какой-то абсолютной безнадежности. Денег не было совершенно. А сейчас мы с технологической точки зрения ходим в мировых передовиках. Впрочем, и сегодня обращаемся за финансовой помощью к неравнодушным людям.
Так, сейчас реставрируется Большой тронный Георгиевский зал. Он был создан в 1787—1795 годах по проекту Джакомо Кваренги в классическом стиле. Освящен в день Святого Георгия Победоносца, отсюда и название. Этот праздник мы отметили 9 декабря.
Призвали народ пожертвовать. Мы ведь очень настырные. Зато реставрационные работы ни на минуту не прекращаются, хотя сейчас не самые легкие времена.
Но мы всегда стараемся придумать что-то особенное, чтобы не только сохранить свои ценности, но и преумножить их благодаря внешней поддержке.
Для этого как важно почаще выходить в народ, превращая свои внутренние проблемы в особо важные темы и для Санкт-Петербурга, и для жителей всей страны.
А как иначе? В 90-е годы, когда вокруг были джунгли, нас многие хотели съесть. Однако им это не удалось. Сейчас мы, консерваторы, должны быть очень смекалистыми (смеется).
«Секретный» второй Эрмитаж
- И в чем это проявляется?
- В экспансии. Чем больше залов, тем больше посетителей. Я знаю, что многие даже не в курсе, что в Санкт-Петербурга сегодня уже не один, а два Эрмитажа. Да-да, именно так! Один, классический, у всех на слуху.
Он был построен архитектором Франческо Растрелли при Николае I и находится на Дворцовой площади. Я имею в виду Зимний дворец и все, кто его окружает. Обычно туристы ограничиваются посещением этого места.
Однако сейчас мы активно «навязываем» посетителям свой второй Эрмитаж. Речь идет о «Старой Деревне», которая располагается недалеко от центра города, а именно возле станции метро «Старая Деревня».
Отсюда и название нового уникального реставрационно-выставочного комплекса. Его начали сдавать в эксплуатацию не так давно — в 2006 году. Строительство было посвящено 300-летию Санкт-Петербурга. В этом году в строй вошел очередной, лабораторный, корпус.
Удвоили выставочные возможности
- Что выставлено в «Старой Деревне»?
- Те коллекции, которые просто физически не могут разместиться в залах на Дворцовой площади. При этом они по своей зрелищности не уступают выставкам, которые проходят в Зимнем дворце. По сути, мы удвоили наши экспозиционные возможности.
В новом Эрмитаже проходят выставки русской и европейской живописи, иконописи, оружия, национальных и исторических костюмов, предметов обихода.
Еще здесь проводятся открытые реставрации. Посетители могут понаблюдать за работой специалистов. Это же так интересно. Приезжают целыми автобусами.
Можно посетить и лаборатории. Так, в одной из них занимаются всем, что связано с металлом. Реставраторы работают с оружием и окладами древних книг.
В мастерской масляной станковой живописи картинам возвращают первоначальный облик. Полотна сканируют с помощью сложной рентгеновской аппаратуры.
Есть еще лаборатории по реставрации различных механизмов, где занимаются часами, музыкальными шкатулками и пр. Для посещения также открыты мастерские по восстановлению скульптур, фотоматериалов и мебели. Туристы в нашей «Старой Деревне» с утра до вечера.
Предлагают закрыть музеи
- Писали, что у Эрмитажа возникли проблемы с возвращением заграничных выставок.
- Вы знаете, все 20 выставок, которые у нас проходили в различных зарубежных странах, благополучно вернулись домой. Эта проблема явно раздута. На уровне культуры у нас связи продолжаются.
Парадокс в том, что сейчас в мире идут нападки в целом на любую культуру — не только русскую. Говорят так: Вольтер владел кораблями, которые возили рабов, а значит, долой Вольтера-эксплуататора. И это только один характерный пример.
Некоторые деятели договорились даже до полного отрицания самого музейного института. Они заявляют, что европейские страны насобирали всевозможных ценностей в своих бывших колониях. Сейчас настало время все это вернуть обратно, а музеи закрыть, поскольку это хранилища награбленного.
Ясное дело, такие люди попросту не понимают, что такое музей, зачем он нужен. Они отрицают все и вся. Увы, в такое время мы живем... - печально вздохнул директор Эрмитажа.
- Михаил Борисович, тем не менее поздравляем вас с юбилейным годом, желаем дальнейших успехов!
Читайте другие материалы автора:
Музей СССР в центре Москвы на Охотном Ряду