Найти тему

Михаил ПИОТРОВСКИЙ: 30 лет с Эрмитажем

Оглавление

На днях Михаил Борисович встретился с журналистами, чтобы рассказать о своём знаменитом музее, которым руководит ещё с 1992 года. Получается, ровно 30 лет. Отметим, что он родился в семье известного питерского археолога, академика Бориса Пиотровского, который с 1964 года и сам возглавлял Эрмитаж.

Фото из архива "7 секретов"
Фото из архива "7 секретов"

Получается, что Пиотровские руководят им уже почти шесть десятков лет. Вот такая директорская династия. Если говорить непосредственно об Эрмитаже, то в этом году он тоже отмечает юбилей: 105 лет с момента своего создания в 1917 году, после Великой Октябрьской социалистической революции.

Открыто 365 залов

Сегодня это одно из крупнейших собраний художественных ценностей в мире. Впрочем, свою историю музей ведет с коллекции произведений искусства, приобретенных в далеком 1765 году российской императрицей Екатериной II.

Она разместила их в семейном Эрмитаже (от французского слова ermitage — «место уединения», «келья») - специальном дворцовом флигеле в Зимнем дворце.

С тех пор коллекция разрослась до трех миллионов экспонатов. А сам Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть занимает несколько огромных зданий.

Это и Зимний дворец, и Главный штаб на Дворцовой площади, и Меншиковский дворец, и Императорский фарфоровый завод, и др. В целом для посещения открыто 365 залов.

- В этом году мы снова решили провести наш знаменитый Эрмитажный фестиваль, - отметил Михаил Пиотровский. - Это целая серия декабрьских мероприятий перед самым Новым годом. Все началось еще 7-го числа, в день святой Екатерины.

Как вы понимаете, эта дата выбрана в честь Екатерины II, благодаря которой наш музей и появился на свет. Мы считаем ее нашей основательницей.

В этот день я лично отчитываюсь о проделанной за год работе как раз перед самой императрицей. Эрмитажный фестиваль приобрел такую популярность в Санкт-Петербурге, что давно уже превратился в городской праздник.

Зимний дворец. Фото из архива "7 секретов"
Зимний дворец. Фото из архива "7 секретов"

Вышли из жуткого кризиса

- За минувшие 30 лет Эрмитаж заметно похорошел...

- Когда я пришел в музей, он был в жутком кризисе. В какой-то абсолютной безнадежности. Денег не было совершенно. А сейчас мы с технологической точки зрения ходим в мировых передовиках. Впрочем, и сегодня обращаемся за финансовой помощью к неравнодушным людям.

Так, сейчас реставрируется Большой тронный Георгиевский зал. Он был создан в 1787—1795 годах по проекту Джакомо Кваренги в классическом стиле. Освящен в день Святого Георгия Победоносца, отсюда и название. Этот праздник мы отметили 9 декабря.

Призвали народ пожертвовать. Мы ведь очень настырные. Зато реставрационные работы ни на минуту не прекращаются, хотя сейчас не самые легкие времена.

Но мы всегда стараемся придумать что-то особенное, чтобы не только сохранить свои ценности, но и преумножить их благодаря внешней поддержке.

Для этого как важно почаще выходить в народ, превращая свои внутренние проблемы в особо важные темы и для Санкт-Петербурга, и для жителей всей страны.

А как иначе? В 90-е годы, когда вокруг были джунгли, нас многие хотели съесть. Однако им это не удалось. Сейчас мы, консерваторы, должны быть очень смекалистыми (смеется).

Старая Деревня: Эрмитаж-2. Фото из архива "7 секретов"
Старая Деревня: Эрмитаж-2. Фото из архива "7 секретов"

«Секретный» второй Эрмитаж

- И в чем это проявляется?

- В экспансии. Чем больше залов, тем больше посетителей. Я знаю, что многие даже не в курсе, что в Санкт-Петербурга сегодня уже не один, а два Эрмитажа. Да-да, именно так! Один, классический, у всех на слуху.

Он был построен архитектором Франческо Растрелли при Николае I и находится на Дворцовой площади. Я имею в виду Зимний дворец и все, кто его окружает. Обычно туристы ограничиваются посещением этого места.

Однако сейчас мы активно «навязываем» посетителям свой второй Эрмитаж. Речь идет о «Старой Деревне», которая располагается недалеко от центра города, а именно возле станции метро «Старая Деревня».

Отсюда и название нового уникального реставрационно-выставочного комплекса. Его начали сдавать в эксплуатацию не так давно — в 2006 году. Строительство было посвящено 300-летию Санкт-Петербурга. В этом году в строй вошел очередной, лабораторный, корпус.

В реставрационной мастерской. Фото из архива "7 секретов"
В реставрационной мастерской. Фото из архива "7 секретов"

Удвоили выставочные возможности

- Что выставлено в «Старой Деревне»?

- Те коллекции, которые просто физически не могут разместиться в залах на Дворцовой площади. При этом они по своей зрелищности не уступают выставкам, которые проходят в Зимнем дворце. По сути, мы удвоили наши экспозиционные возможности.

В новом Эрмитаже проходят выставки русской и европейской живописи, иконописи, оружия, национальных и исторических костюмов, предметов обихода.

Еще здесь проводятся открытые реставрации. Посетители могут понаблюдать за работой специалистов. Это же так интересно. Приезжают целыми автобусами.

Можно посетить и лаборатории. Так, в одной из них занимаются всем, что связано с металлом. Реставраторы работают с оружием и окладами древних книг.

В мастерской масляной станковой живописи картинам возвращают первоначальный облик. Полотна сканируют с помощью сложной рентгеновской аппаратуры.

Есть еще лаборатории по реставрации различных механизмов, где занимаются часами, музыкальными шкатулками и пр. Для посещения также открыты мастерские по восстановлению скульптур, фотоматериалов и мебели. Туристы в нашей «Старой Деревне» с утра до вечера.

Световое шоу на Дворцовой площади. Фото из архива "7 секретов"
Световое шоу на Дворцовой площади. Фото из архива "7 секретов"

Предлагают закрыть музеи

- Писали, что у Эрмитажа возникли проблемы с возвращением заграничных выставок.

- Вы знаете, все 20 выставок, которые у нас проходили в различных зарубежных странах, благополучно вернулись домой. Эта проблема явно раздута. На уровне культуры у нас связи продолжаются.

Парадокс в том, что сейчас в мире идут нападки в целом на любую культуру — не только русскую. Говорят так: Вольтер владел кораблями, которые возили рабов, а значит, долой Вольтера-эксплуататора. И это только один характерный пример.

Некоторые деятели договорились даже до полного отрицания самого музейного института. Они заявляют, что европейские страны насобирали всевозможных ценностей в своих бывших колониях. Сейчас настало время все это вернуть обратно, а музеи закрыть, поскольку это хранилища награбленного.

Ясное дело, такие люди попросту не понимают, что такое музей, зачем он нужен. Они отрицают все и вся. Увы, в такое время мы живем... - печально вздохнул директор Эрмитажа.

- Михаил Борисович, тем не менее поздравляем вас с юбилейным годом, желаем дальнейших успехов!

Читайте другие материалы автора:

Музей СССР в центре Москвы на Охотном Ряду

О новом музее на ВДНХ

Три этажа шоколада в Люблино