Найти тему

Руководитель и соцсети. Писать или молчать?

Относительно недавно выкладывала здесь и в телеграмме пост с вопросом про руководителя и соцсети, получилось живое обсуждение, итоги которого хочу подвести в статье.

Если коротко, вопрос мой был таким: имеет ли право руководитель среднего звена писать в своих аккаунтах в соцсетях что-то о реальных сложных ситуациях с сотрудниками (саботаж, невыполнение задач, конфликты и пр.) без называния фамилий и цифр, но с приведением конкретных действий и их последствий?
Сразу о том, почему речь именно о среднем звене: с одной стороны, топы вроде более свободны в выражении своих мыслей, в том числе в публичном пространстве (ведь над ними никто не стоит), с другой - мнение топа буквально всегда приравнивается к официальной позиции компании, поэтому ему точно надо продумывать каждое слово. За руководителями среднего звена внимание со стороны не такое пристальное, но они более подневольны в структуре, поэтому и вопросов от них больше.

Не считала в цифрах, но могу с уверенностью сказать - абсолютное большинство руководителей высказались за то, что лучше не выкладывать в соцсети истории про сотрудников и происходящие внутри компании события.

Но давайте начну с меньшинства)))

Почему можно и нужно писать

  • Потому что важно высказывать своё мнение, в том числе публично.
  • Потому что руководитель живой человек и имеет право выражать свои эмоции.
  • Потому что личные страницы в соцсетях на то и личные, что на них человек пишет что хочет и о чём хочет.
  • Потому что подобные истории - отличная возможность поделиться опытом.

В чём риски таких публикаций

(рисков значительно больше, в основном писали о них):

  • Любые слова, написанные в соцсетях, могут быть неправильно интерпретированы (например, руководством) и привести к негативным последствиям для самого пишущего (вплоть до увольнения).
  • Выкладывать информацию о сотрудниках, проектах, компании, даже своих решениях в ней - попросту неэтично ("вынос сора из избы").
  • Любой комментарий про плохих сотрудников испортит прежде всего репутацию самого руководителя в глазах читающих - как признание собственной управленческой слабости (не справился, плохой начальник).
  • Комментарий про проблемы с сотрудниками покажет клиентам, что в компании работают плохие специалисты, и либо заставит их (клиентов) уйти, либо приведёт к попыткам например торга и манипуляций.
  • Подобные истории дадут конкурентам указания на слабые места и, как следствие, - дадут возможность переманить клиентов или сотрудников.
  • Такого рода посты позволят СМИ зацепиться за них как за официальную позицию компании и "раскрутить" из этого любую "чернуху".
  • Пост прочитают подчинённые (включая того самого, про которого история) - и расстроятся/обидятся/разозлятся, что приведёт к падению лояльности, ухудшению атмосферы в коллективе и снижению результативности.
  • Сотрудники или руководство компании могут обратиться в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации (это правда весьма сложно доказать, но как минимум нервы попортят).

Как быть?

Что же делать руководителю, если ему хочется поделиться какими-то историями, произошедшими с его сотрудниками? Неужели прямо совсем молчать?

Для начала понять, существует ли в компании политика поведения в соцсетях (если да, вы скорее всего её подписывали, даже если этого не помните)).

Если она есть:

  • Внимательно её изучить, так как в ней должны быть оговорены темы, ограничения, лексика, стилистика и т.п.
    И далее следовать ей (если запрещено вообще что-либо писать о происходящем внутри компании - значит ничего не писать).

Если политики нет:

  • Переносить правило "хвали при всех, ругай наедине" и на публичное пространство тоже. То есть публично писать только о позитивных примерах, похвале, достижениях своих сотрудников (что будет работать в качестве дополнительной мотивации), о проблемах и сложностях не писать. Разбирать их лично внутри компании/отдела.
  • Писать предельно обобщённо ("когда-то давно"..., "в одной компании, в которой я работал"...), менять в описании время и другие исходные данные, чтобы описание выглядело как некая полуабстрактная история и никем не могло быть увязано с текущей ситуацией (в том числе самими участниками).
  • Писать исключительно о себе, и желательно с юмором/иронией, тем самым снижая риски, связанные с оценками других людей, и повышая уважение к себе за смелость и готовность быть несовершенным.
  • Найти какие-то закрытые сообщества, где есть другие руководители, и ситуации на обсуждение выносить только там. Ну или ещё вариант - закрыть свой аккаунт, очень тщательно проверить всех подписчиков вручную, и убедившись, что там нет коллег, - писать в нём.

Ну и ещё одна весьма массовая версия - всё же не писать ничего о сотрудниках/задачах вообще. На всякий случай.

Что касается моей позиции - я считаю, что писать можно (если это не запрещено политикой компании).
Но обязательно думая о последствиях! А это как минимум значит - проверяя, что в посте нет никаких данных, по которым можно точно определить действующих лиц или которые можно использовать против компании (фамилий, должностей, цифр), контролируя тон и стилистику поста (не уходя в откровенные ругательства), концентрируясь на действиях, а не личностях.
А всё это означает, что точно не нужно писать, находясь в эмоциях. Потому что только остыв, можно и взвесить риски, и подобрать нужные слова, и убрать всё лишнее, и просто логично сформулировать саму историю, чтобы она не выглядела эмоциональным сумбуром.

Несмотря на то, что это скорее статья-резюме, буду рада вашим комментариям, вопросам и историям.

____________________________

Больше про управление сотрудниками здесь

Подписаться на канал можно тут

Красивая картинка про соцсети со свободной загрузкой со stocksnap.io)))
Красивая картинка про соцсети со свободной загрузкой со stocksnap.io)))