Сегодня мой супервизор вдруг выдала:
«Лена, в анализе, вы не должны никого спасать. Им должно быть больно. Хватит выпрыгивать в роль спасателя! Вы же тормозите процесс! Психоаналитическая терапия - она не про интеллектуальное понимание и не про «жевание» смысла, не дай бог!
Пациент приходит и дает вам узкую роль. Плохую роль. И вы должны ее принять. Бессознательно он, как и в других, видит в вас тирана или беспомощную лживую личность или еще сотни неприятных ролей. Вам нужно согласиться с ними. Не спорить, а спокойно констатировать: «Вам кажется, я равнодушно и жестоко тыкаю вас в болевые точки?». Быть тем, кем вас видит бессознательно клиент, при этом сохраняя поддерживающие теплые отношения.
Тогда его ваш внутренний образ (звучит тяжеловато, но по другому не скажешь) начнет медленно меняться. Вы зеркало, которое помогает увидеть то, что скрывают защиты. И всегда их будет раздражать ваше бесконечное повторение того, что происходит. Но иначе они не изменятся, и ваш внутренний образ не изменится, а это - основа терапии».
Спокойствие хирурга с 20-летним стажем приходит к терапевту не быстро). Ко мне точно).
Кернберг говорит о том, что пациенты должны агрессировать. Он рассказывал, как его пациентки резали цветы на окнах, ломали ручки дверей и нападали на него. Я пока сложно могу себе представить такую историю и себя в ней). Наверное, поэтому у меня нет таких клиентов.
Чаще я вижу, как агрессия проявляется в пропусках без предупреждений, опозданиях системных и рассказах о том, как их злят близкие и все вокруг. И я благодарна бессознательному моих клиентов за то, что внутренние процессы выражаются так гуманно))). Ко мне))).
Задача психоаналитической терапии - помочь клиентам на отношениях с терапевтом осознать, как он выстраивает свои внешние отношения с другими людьми. Это глубокие вещи. Когда я сижу и чувствую себя с клиенткой, как будто я студент-двоечник и мне страшно, что сейчас преподаватель поймет, что я даже названия предмета не знаю, я иногда размышляю о том, как это переносит ее супруг. Он ведь не знает, что это не в нем, а в ней. Он не знает, что рядом с ней большинство людей «влетает» в это состояние.
А как мы ведем себя с мамой или учителем в ожидании наказания?
Защищаемся и отдаляемся и пытаемся восстановить равновесие. Защита - это агрессия. Сознательно клиентка в отношения вкладывается.
Поддерживает мужа и пытается помогать. А он….. понимаете, да? Он чувствует стыд за беспомощность. Иногда из таких отношений мужчина ищет на стороне ту, что будет восхищаться и давать ему чувство уверенности в себе. Но он никогда не уйдет от этой «сильной» женщины и будет мучаться от состояния «двоечника» и неудачника.
Так вела себя с ним его директивная мама. Ему это знакомо. Это про любовь в его карте.
А она рыдает от того, что рядом только слабые мужчины. Конечно, «слабые». Другие после первой фразы в ее привычном тоне сматывают удочки. Им не нужна учительница, смотрящая сверху вниз. Им непонятно и неприятно это ощущение. Они на бессознательном уровне чувствуют желание отойти подальше.
Девушка таких мужчин тоже избегает. Они для нее «холодные» и «чужие». Она может мечтать об этом сильном мужчине, но близко не подпустит. Тогда роли поменяются и она будет тем «двоечником» с ощущением бестолковости и ущербности. Ну уж нет. Я помню первую такую клиентку. Для начинающего терапевта это конец света. Здоровый страх первых шагов перемешивается с контрпереносом и …. Шах и мат). В кабинете могут ломаться приборы, перегорать лампы, кто-то обязательно начинает сверлить дрелью. А кто-то неожиданно вломится в кабинет, вырывая хлипкий замок).
Ты терапевт-двоечник. Все у тебя через одно место). Спасибо супервизору, который быстро все возвращал на свои места и терапия шла все легче и спокойнее. Контрперенос отделяется от собственных чувств. И уже можно решать задачу: а что сейчас происходит на бессознательном уровне? И возвращать это клиенту, и принимать его злость, или равнодушие, или благодарность. В зависимости от этапа).
Я очень люблю эти головоломки и эту бесконечную глубину метода!
Мне все еще иногда хочется кричать: «Вы не стоите на месте! Я рада вашей злости и этой динамике, которую вам не видно! И да, мне грустно, что мы не можем ускорить процесс облегчения! Но ведь мы движемся! И это здорово. Лучше медленно меняться, чем вечно жить в безысходности и тревоге. Лучше первые отношения построить в 45, чем не построить их никогда! И, да, каждый пропуск оттормаживает движение. И я как могу, не позволяю вам пропускать. И 2 раза в неделю обязательно!
Многие начинают ходить один раз в неделю. Я вижу, как позитивно они воспринимают работу. Они говорят мне: «Лена, я скучаю по четвергам». Но вот появляется второй раз в неделю….. жаль, что я не могу лицом передать мимику клиента, который начал приходить второй раз в неделю))). И вот они, потоки недовольства, раздражения, калейдоскоп эмоций. Потому что отношения перешли в режим «плотности», а это то, что невыносимо. И работа уже по-настоящему движется, и глубина и динамика.
И, конечно, дискомфорта больше. И депрессивные состояния осознали, и от них больше не убежать. И колбасит от желания продолжать терапию и испытывать это тепло от безопасного сближения и одновременно ненависть к тому, что нужно, несмотря ни на что, ехать, когда не хочется, и оплачивать пропуски, и сводит с ума мысль: «Почему я должен платить за это! Почему?!!!»
Но чем дальше, тем глубже. Больше изменений. Больше тепла в семье.
Больше радости от простых вещей. Меньше скупается барахла, меньше обид и недовольств. Как-то все начинает получаться, а люди как-то все симпатичнее и теплее вокруг.
«И я, вроде, не сильно изменилась, но как-то просто хорошо. Ни от чего. Муж принес чашку мятного чая и как-то счастливо. И, да, муж есть. И какой-то очень родной и теплый. Как этот чай. Может я зря эти три года верещу своему терапевту, что ничего не меняется, а?»))
И это все про мою любимую аналитическую терапию))).
Ваша Елена Будаева