Три книги о безопасности для детей. Книга первая. Истории в стихах.
И какие истории! Написала их Юлия Беликова, сооснователь Академии безопасности Ольги Бочковой. Из стихов получился отличный сборник «Детство без опасности. Истории в стихах для детей от 7 до 10 лет».
Несмотря на указанный на обложке возраст (по ГОСТу), это книга для широкого круга читателей, она подойдет и тем, кто помладше (старшим дошкольникам), и тем, кто постарше (младшим подросткам), то есть я бы рекомендовала ее детям от 6 до 12 лет.
Каждое стихотворение — отдельная история про ребенка, попавшего в совершенно конкретную и при этом типичную ситуацию. И то, как дети с помощью родителей или сами выходят из этих ситуаций — это ясные и простые правила безопасного поведения.
***
Опасный незнакомец
Лене грустно на качелях -
Маме некогда качать,
Маме надо крошку Лелю
На коляске укатать.
Мама ходит круг площадки,
Распевая баю-бай,
Лена слышит голос сладкий:
— Покачаю я, давай?
Милый дядя, незнакомый,
На футболке — добрый ёж.
— Я Сергей, сосед по дому,
Ты меня не узнаёшь?
Лена как-то застеснялась,
Что не помнит, кто такой,
А качели закачались
Сильной дядиной рукой.
⠀
— Слушай, — он сказал, — дружочек,
Жарко, может в магазин
За мороженым? Мы очень
Быстро... Маму угостим!
⠀
Дядя хочет взять за руку,
Хоть не получил ответ,
Только Лена без испуга
На весь свет как крикнет — НЕТ!!!
НЕТ!!! И руки убирает,
Ловко пряча за спиной.
НЕТ! И мигом убегает,
НЕТ! Не трогай! Нет! Чужой!
⠀
Мама Ленин крик узнает
И средь грохота гранат.
Мама песни петь бросает,
Мчится — волосы назад!
Ленин крик привлек внимание,
Все спешат ее спасать.
⠀
Незнакомец в шоке замер,
А потом рванул бежать.
Все, ему уже не скрыться,
Но не важно нам, что с ним.
Нам у Лены поучиться
Важно правилам простым.
⠀
Если вдруг зовёт куда-то
Незнакомый человек,
Будь то тетя или дядя,
Будь то русский или грек,
Будь то взрослый иль ребёнок,
Будь то бабушка иль дед,
Есть один ответ, запомни,
Руки за спину и "НЕТ!"
⠀
"Нет!" И отходи подальше
Или даже убегай!
⠀
"Нет! Чужой!" Кричи без фальши
И внимание привлекай.
⠀
Обязательно, запомни,
Там где люди и светло,
Там тебе всегда помогут
Незнакомому назло.
⠀
Как бы он ни улыбался,
Ни грозил иль не спешил,
Не ведись! И не стесняйся!
Уходи и расскажи!
Взрослый сможет разобраться,
Что к чему и кто куда.
Ты же будешь оставаться
В безопасности всегда!
***
Эти истории — база, на основе которой можно говорить с детьми, в том числе о том, о чем вы раньше не знали, как говорить, либо не задумывались, что об этом стоит разговаривать.
Это хорошая опора для разговоров и на чувствительные темы. Когда книга вышла, родители делились с нами рассказами, что о некоторых вещах, таких, например, как рассылка интимных фотографий в чате класса, они бы никогда в жизни не узнали, если бы с ребенком не прочитали об этом в стихотворении. Не узнали и не обсудили бы с детьми, что можно в такой ситуации предпринять.
Читая книгу, самостоятельно или с родителями, ребенок может представить себя в той же ситуации, в какую попали герои историй, — и вместе с ними почувствовать себя победившим, уверенным в себе и в том, что он тоже сможет справиться. Если будет знать, как действовать. Если будет соблюдать простые правила.
Цель книги — не назидательная, ее цель — создание общего доверительного пространства между детьми и родителями. Но так или иначе, читая книгу, дети понимают, что можно (и нужно) сделать в тех или иных непростых или опасных ситуациях.
Стихи легко читаются и легко запоминаются. И правила, изложенные в стихах и историях, всплывают в памяти в нужный момент как бы сами собой.
Кстати, отдельные строчки удобно напоминать детям, когда вы повторяете им правила безопасности, к примеру, отпуская их гулять на площадку во дворе или в интернет. Иногда достаточно сказать: «У интернета нет границ, границы у меня», — и ребенок, с которым вы читали нужную историю, сразу понимает, о чем вы ему напоминаете как бы мимоходом.
Вот лишь часть тем, по которым в книге можно найти стихотворные истории: незнакомые люди, ребенок потерялся, ребенок один дома, ребенок в интернете, виртуальные друзья, личные границы, интимные границы и правило купальника, пожар, подъезд и лифт, дорога домой, транспорт, детские конфликты. Всего в сборнике 22 стихотворения.
***
Виртуальный друг
Мне написал в ВК парнишка,
На вид лет так 15.
Он гимназист, читает книжки
И любит тусоваться.
На аватарке очень мил,
В друзьях народу мало,
Себя добавить попросил,
И я с ним поболтала.
Он мне сказал, что я одна
Его понять сумела.
Что пусть мне 10, ерунда,
Кому какое дело?
Что я красива и сильна,
А мир вокруг ужасен,
Что я звездою быть должна,
А не изгоем в классе.
Он всё писал мне, а потом
Позвал на встречу — лично!
Я растерялась, но притом
Ответила: «Отлично!»
Он мне сказал, что будет ждать
За школой возле парка.
Договорились: ровно в пять
Встречаемся под аркой.
Но так случилось, что в тот день
Нас сильно задержали,
И после школы в темноте
Родители встречали.
Я попросила отпустить
Меня на встречу к другу.
— К кому?
— К парнишке из Сети,
Мы нравимся друг другу.
— Ты его знаешь?
— Много дней!
— Откуда? Одноклассник?
— Ой нет, он лучше и умней,
Он сильный, добрый, классный!
— Ты его видела хоть раз?
Уже гуляли вместе?
— Он мне в ВКонтакте написал,
Онлайн мы дружим месяц.
Родители поднапряглись,
Немного побледнели.
— Родная, только ты не злись,
Давай его проверим?
Нормально с другом из Сети
Увидеться в реале,
Но важно прежде, чем идти,
Проверить все детали…
***
Продолжение истории, а также стихотворение с правилами детских развиртов читайте в книге Юлии Беликовой «Детство без опасности. Истории в стихах для детей от 7 до 10 лет», издательство «Феникс».
Книга доступна в книжных магазинах и маркетплейсах, вот ссылка на эту и другие книги Академии безопасности Ольги Бочковой на нашем сайте: https://bochkova.academy/books/. Там же вы найдете ссылки на маркетплейсы, в которых их можно приобрести.
Только, родители, учтите, чтобы ребенок не забывал правила безопасности, их нужно повторять и в теории, и на практике регулярно! А не так, что прочли один раз стихотворение, и решили, что все, ребенок обучен верному поведению! …Но это уже другая тема, это не про книгу.