Получила я 6 декабря паспорт – новенький, кленовенький, с фотографией, где я выгляжу, как царица Тамара (благодаря платным услугам фотоателье: ретушированию, корректированию и т.д.).
И решила: всё, наконец можно расслабиться и уехать в отпуск.
Никогда я так не ошибалась! Оказывается, с получением нового паспорта всё только начинается.
В наше время человек связан с обществом кучей всяких бумажек. И если раньше он после смены паспорта кое-где обивал пороги госучреждений, доказывая, что не верблюд, а законный представитель этого самого общества, то теперь он вынужден сражаться с бездушной системой и идиотизмом программистов.
Программисты, без обид. По отдельности вы нормальные люди с оригинальным складом ума. Да что там. Мой папа – самый настоящий программист со всеми вытекающими. И когда он в новом лифте нажал на все кнопки, «чтобы потестить систему», я даже глазом не моргнула. В отличие от других пассажиров этого лифта, которые добирались до 10 этажа 20 минут, со всеми долгими остановками. Вот у них были очень интересные лица. Прям как у меня сейчас.
Потому что теперь я, жалкий винтик системы, прочувствовала всю свою маленькость.
Самый легкий квест был на работе: отсканировала паспорт на всех нужных страницах и отправила в бухгалтерию. На всякий случай ещё сохранила копию сканов на флешке – и это была замечательная мысль, потому что далее эти сканы начали требоваться в куче мест, о которых я даже не догадывалась.
1. В банках.
Ходишь во все банки по списку, предъявляешь новый паспорт с видом Милы Йовович из «Пятого элемента».
В Сбере, правда, как-то автоматом проходишь инаугурацию – есть какая-то фишка, что при смене паспорта банки меняют данные. Но не все. Было легко до тех пор, пока не столкнулась с Тинькофф, офисов которого в нашем городе нет. Там советуют вообще сканы паспорта письмом посылать через «Почту России». Ладно хоть не совами, хотя они были бы надежнее.
Долго бодалась я с личным кабинетом, в итоге он победил. Пришлось громко жаловаться в чат поддержки.
И благодаря ей всё решилось достаточно быстро. Это я даже без иронии. Выражаю огромную благодарность специалистам Дарье, Любови, Владиславу, Оксане, Анастасии и Михаилу – столько народу потребовалось, чтобы решить мою проблему.
Почему программисты Тинькофф сразу не предусмотрели вариант смены паспорта? Загадка.
2. В медучреждениях.
Пришла, показала паспорт, подождала, пока всё сменят, ушла.
Просто? А вот фи-и-иг!
Пришла, узнала, что у компьютеров сбой, ушла. Пришла в следующий раз. И ещё. Пока наконец не повезло. В общем, в этом «Поле чудес» я выиграла.
3. Яндекс-дзен.
Зашла в личный кабинет, выяснила, что через него смена данных невозможна, загрустила.
Через день я вспомнила про поддержку и нажаловалась ей на имеющиеся затруднения (кстати, там тоже нет варианта «я сменила паспорт, всё пропало, что делать, граждане?!»).
Проблему решали два дня. Оказалось, что есть только один выход: «Давайте мы все из этого троллейбуса организованно выйдем и перезагрузимся».
Иначе говоря, надо сначала связаться с поддержкой, та «отклоняет» анкету, потом я вхожу в свою студию, вношу в анкету изменения и загружаю снова в надежде, что ее не «отклонят». Через полдня вспоминаю, что поддержка просила ей сообщить, когда я внесу изменения, и лезу в почту. Потому что дзен-студия в одном месте, а разговоры с поддержкой дзен-студии отдельно. Как котлеты с мухами.
Там ещё надо через телефон себя фотографировать с паспортом, если кто не в курсе, – вот где трэш.
Уфф. Это относительно просто сделать, если помнить все пароли и явки. Я не помнила. Попытки зайти в анкету через другие сервисы тоже потерпели крах. Даже несмотря на то, что пароль я там обновляла 77 месяцев назад, как сообщила мне вкладка «Безопасность». Один черт записанный пароль в книжке не подошел. Ни один из трех.
Выругавшись нехорошими словами, недостойными бывшего учителя словесности, пошла по пути наименьшего сопротивления: поменяла пароль, пользуясь тем, что можно было войти через браузер, где я, растыка, забыла снять отметку с вкладки «Сохранить пароль».
Где-то на десятый раз система сдалась и открыла мне доступ.
«Вы победили».
4. РЖД.
Два дня я пыталась достучаться до поддержки, потому что на главном сайте информацию можно было сменить, а на сайте РЖД-бонус – нет. Решила купить билет через главный сайт, получила ответ: «Извините, но на сайте проблемы, постарайтесь позже». Причем сообщалось это только после того, как я вводила все требующиеся сведения, включая размер груди и число потраченных за день калорий.
Ладно я! А представляете, как бесятся в этот момент те, кто едет с детьми и питомцами? Загрузил все сведения: тещу, жену, пять детей, собачку, кошечку, хомячка… А в конце – бац! Вот тебе черная метка, Джон Сильвер.
Российские железные дороги! Если вы за свой кривой сайт заплатили программисту больше 100 рублей, вы были дьявольски щедры!
«Современные технологии заметно облегчают нашу жизнь и предоставляют людям много новых возможностей», – все это время убеждал меня интернет. Бормоча эту мантру под нос самым ядовитым голосом из возможных, я направилась на вокзал, где примерно час дожидалась, пока пройдет очередь из 10 людей.
В итоге выяснилось, что изменения надо вносить самому, а для этого следует покорно ждать, пока сайт РЖД наконец соизволит отдуплиться.
Мое терпение было на исходе, так что я купила билет через кассу, а заодно узнала, что решить проблему другим способом невозможно. Техподдержка на РЖД примерно такого же уровня, что и их программист, – никакая. Так что администратор вокзала посоветовал мне просто завести новый аккаунт и подарить 7000 бонусов РЖД.
И это при том, что я законопослушный гражданин России, нигде, никогда и ни в чем.
Итог: «Вы проиграли».
РЖД, запомните: вы выиграли бой, но не выиграли вoйну! Я родилась при СССР, и я ещё вернусь! Я сотворю с вами страшное – отдам на растерзание папе-программисту. И не просите потом о снисхождении, вы его не заслуживаете.
♦ тинькофф ♦ дзен ♦ ржд ♦ бюрократия
С чего всё началось:
Окончание истории с паспортом, РЖД и банками: