Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) - один из моих любимых композиторов. Но сегодня речь пойдет не о нем. "Физиком и лириком" был его правнук - Александр Андреевич (1936-2018).
Вообще семья Николая Андреевича - примечательная во всех отношениях. Гармоничный брак по взаимной любви (женой Римского-Корсакова стала Надежда Николаевна Пургольд, великолепная музыкантша - пианистка и композитор), семеро детей, из которых выжили и профессионально (равно как по-человечески) реализовались пятеро:
Михаил (1873-1951) - зоолог, энтомолог, доктор биологических наук;
Софья (1875-1943), в замужестве Троицкая - литераттор, певица хора Капеллы в Ленинграде.
Андрей (1878-1940) - музыковед; его жена - композитор Юлия Вейсберг (погибла во время блокады Ленинграда в 1942).
Владимир (1872-1970) - скрипач и альтист.
Надежда (1884-1971) - замужем за композитором Максимилианом Осеевичем Штейнбергом, учеником Римского-Корсакова.
У каждого из пяти потомком композитора были дети, внуки, правнуки, праправнуки - удивительным образом огромный клан Римских-Корсаковых сохранил прочные семейные связи и не рассеялся в диаспоре по всему миру.
Александр Андреевич - внук Владимира Николаевича, музыканта. Отец нашего нынешнего героя, Андрей Владимирович (1910-2002) - доктор физико-математических наук, специалист по акустике.
Сам Александр Андреевич - крупный ученый-физик. В 1996-2005 годах - генеральный директор Радиевого института имени В. Г. Хлопина. О нем есть статья в Википедии.
Однако в этой статье, опубликованной только по-русски, нет ни слова о его увлечении живописью. И в сети его художественных работ тоже нет. А они очень симпатичны и своеобразны.
Я тоже ничего про них не знала, пока в мае этого года не оказалась в Музее-усадьбе Римского-Корсакова в Любенске (Псковская область).
Уже после осмотра всей мемориальной экспозиции, связанной с творчеством Николая Андреевича и жизнью его семьи (в этом доме он умер, а наследники несколько лет там еще проживали), нам, изрядно ошалевшим от обилия разнообразных впечатлений, бегло показали экспозицию последнего зальчика.
Там были вывешены на стенах и разложены в виде отсканированных альбомов художественные работы Александра Андреевича.
Я на них, разумеется, сразу "залипла". Снимала почти на бегу, телефоном, вышло плохо - но других фотографий, боюсь, просто нет.
Римский-Корсаков работал в стиле, который сейчас назвали бы стимпанк. Есть кое-что от Мориса Эшера, абсурдистов и сюрреалистов.
Некоторые работы выглядят ироническими, но вполне безобидными.
Но вообще-то ученый был крайне критически настроен к советской реальности и довольно пессимистично смотрел в будущее.
Кисти и перу А.А. Римского-Корсакова принадлежат рисунки для календарей, печатавшихся ограниченным тиражом для коллег из Радиевого института. И тут сразу видно, каковы были его умонастроения в наступившем 21 веке.
Календарь на 2001 год: внешне - обычный сюр, но с пояснением автора ситуация выглядит иной.
Календарь на 2006 год был связан с 20-летней годовщиной Чернобыля. Хотя автор уверял, что ничего апокалиптического тут нет (но мутанты всё-таки есть!), выглядит она мрачновато.
Еще одна вариация на библейский сюжет, тоже весьма откровенная. И, увы, вечно актуальная.
Самый миленький - календарь на 2008 год, с четой Пушкиных, наблюдающих за полетом дирижабля. Не знаю, как насчет Петербурга 1830-х годов, а над Парижем монгольфьеры летали еще в 18 веке, да и над Веной тоже (начиная с 1783). Ну да, в 2008 еще были какие-то надежды на развитие науки, и вообще - "свобода лучше, чем несвобода"...
Похожий рисунок - с летающим кораблем (сам корабль я вынесла в заглавную картинку).
А вот 2013 год - совсем жуть. Можно подумать, что нарисовано сейчас.
Правда, обложка календаря на 2013 год кажется более веселой. Впрочем, это как посмотреть. В аннотации речь идет об отходах от ядерного топлива. Уцелеют только роботы? Будущее за ИИ?..
Может быть, я не стала бы выкладывать тут эти фотографии плохого качества, если бы не редкостность самого сюжета (работ А.А. в сети я не нашла) и не ужасная судьба дома в Любенске.
Дом сгорел 2 июля 2022 года от головотяпства рабочих, ремонтировавших крышу.
Многое из того, что я снимала - копии, сканы, репродукции. Видимо, они где-то имеются в частных коллекциях. А кое-что - подлинники. Они сгорели.
Такой не самый радостный предновогодний подарок я припасла для своих читателей.
Но в утешение можно почитать мою космооперу "Хранительница". Там всё кончается хорошо.
Читайте "Хранительницу" на Литмаркете, на Бусти и на Литрес (у Литмаркета роялти заметно больше, а Литрес - жлобы), подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки. Всякая помощь автору полезна и приятна.