Со времен Екатерины Великой за русским императорским двором утвердилась слава одного из самых великолепных монарших дворов Европы. Как писал в своих заметках о России английский историк и путешественник Уильям Кокс в 1778 году, «богатство и пышность…превосходят даже самые вычурные описания», а «по общему выражению блеска и могущества… ни один двор в мире не мог бы с ним сравниться».
Понятие императорского двора многогранно - это и императорская семья, и придворные дамы и кавалеры, и высшие сановники, и придворные чины, и императорские резиденции. Величественный образ государства создавали как дворцы, так и проходившие в них официальные церемонии, парады, грандиозные балы.
Парадные костюмы, надетые для участия в важных церемониях - бракосочетания, крещения, принятие присяги наследником, - всегда производили ошеломляющий эффект на участников придворных торжеств. В первую очередь это касалось иностранных гостей. В полную силу роскошь и блеск императорского двора проявлялись во время балов и маскарадов, а на таких мероприятиях именно костюмы были главными составляющими праздника!
Сезон долгожданных придворных балов наступал зимой. В январе давался один грандиозный бал в Большом зале Зимнего дворца на 3-5 тысяч приглашенных, в феврале - два-три малых в Концертном зале на 800-1000 человек. Императрица Мария Федоровна, супруга Александра III, обожала балы. Обладавшая крепким здоровьем, много занимавшаяся гимнастикой, плаванием, верховой ездой на лошадях, она могла часами танцевать, не зная устали. Её родные даже выражали озабоченность по этому поводу. Её отец, король Дании Кристиан IX, в письмах просил «не увлекаться танцами в такой мере, ведь это может нанести ущерб твоему здоровью… да и красота твоя, милая моя Минни, может поблекнуть, ибо разгоряченный вид не идет твоему лицу».
Однако все уговоры родственников были напрасны. Мария Федоровна продолжала часто и с удовольствие танцевать и одновременно демонстрировать окружающим свои великолепные туалеты, в дополнение к которым шли лучшие украшения из русской императорской казны.
Принцесса Дагмар, выросшая при довольно скромном, а по российским понятиям просто бедном королевском дворе, быстро усвоила необходимые приемы для наиболее выигрышной подачи себя. Этому ей пришлось научиться: статус обязывает. Известно, например, что когда впервые в качестве невесты она приехала из Копенгагена, то была одета неподобающим образом. Встречавшей её императрице Марии Александровне, пришлось одолжила будущей невестке необходимый туалет. Позже мать принцессы, датская королева, прислала письмо с извинением за несоответствующий моменту наряд.
Принцесса Дагмар, как и почти все иностранные невесты, приехала в Россию бесприданницей. За счет русского императорского двора лучшие модные дома и модистки Санкт-Петербурга и Парижа составили ей полный гардероб: парадные и вечерние туалеты, обувь, шляпы, бельё, различные предметы галантереи, туалетные принадлежности. Но зато носила она свои многочисленные наряды, сшитые по последней французской моде с врожденным изяществом и шиком!
Все современники говорили об особенной красоте церемониальных костюмов Марии Федоровны и, главное, об её умении преподносить подобные туалеты. Супруга американского посланника, побывавшая на празднике Богоявления в Зимнем дворце в 1886 году, писала об императрице: « На ней был туалет темно-синего бархата, обильно расшитый золотом… Рукава свисали (я полагаю) почти до пола; лиф был частично из голубого бархата, частично из белого атласа, расшитого золотом; нижняя юбка и белого атласа была спереди вышита золотом. На голове у нее был кокошник - бархатный венок, украшенный драгоценностями, от которого ниспадала вуаль из прекрасного кружева».
Очевидно, что американка описывает «русское» придворное платье. Такой туалет для придворных дам ввела в моду Екатерина II. Приняв в 1767 году титул «Мать Отечества», она, российская государыня, идя наперекор существующей общеевропейской моде на круглые придворные платья (их называли «робронды»), в 1770 году придумывает для себя платье в русском духе. По описаниям современников, придворное русское платье состояло из двух частей: нижнего белого (как правило атласного) и верхнего, распашного, цветного. Украшалось верхнее платье вышивкой с растительным орнаментом, иногда мехом. Кроме того, наряд снабжался откидными рукавами (часто две сменные пары), что делало похожим его на старинный русский кафтан. С 1775 года придворные платья в русском стиле, кроме императрицы, стали носить и другие дамы при дворе.
Сначала придворные «русские» платья шились в Париже, а со временем стали создаваться и в России: в Санкт-Петербурге (ателье О.Н.Бульбенковой и А.Т.Ивановой) и в Москве (ателье Н.П.Ламановой). Золотошвейные работы выполнялись в ближайших к столицам монастырских золотошвейных мастерских, а также в городе Торжок под Тверью.
До наших дней дошло довольно много туалетов, принадлежавших Марии Федоровне. Можно сделать вывод, что она любила неперегруженные отделкой платья, четко очерченные силуэты, не боялась ярких цветов и неожиданных сочетаний. Ей, шатенке с карими глазами, одинаково хорошо подходили как голубые, серебристые и белые цвета, так и лиловые, вишнёвые, алые. Внешность позволяла ей с блеском носить любой туалет! После рождения шестерых детей, она сохранила тонкую талию и стройную фигуру. В 1889 году первый советник при министре иностранных дел В.Н.Ламздорф, который довольно критически был настроен к внешности дам, в своем дневнике писал: «Её величество имеет вид маленькой грациозной и элегантной особы».
Со времени своего приезда в Россию Мария Федоровна стала одной из постоянных клиенток знаменитого портного Чарлза Фредерика Ворта. Именно Ворт заложил традиции высокого шитья: модель создается как произведение искусства. Слава маэстро была огромной. Он шил для девяти королевских дворов, богатейших людей Европы, знаменитых актрис.
Ворт очень точно уловил стиль Марии Федоровны и чрезвычайно гордился тем, что заказчицы такого уровня, как российская Императрица, ему целиком доверяют. Одна из клиенток Ворта рассказывала, что однажды одна влиятельная и знатная дама, по своему статусу почти равная Её Величеству, обвинила кутюрье в предвзятости: «Почему Вы никогда не создадите для меня шедевры, те потрясающие триумфы, которые Вы делаете каждую неделю для русской императрицы?». На что Ворт ответил: «Мадам, это невозможно. Я изо всех сил стараюсь для каждого, но мало что могу сделать в одиночку. Недостаточно того, что Вы платите мне, когда Ваш наряд завершен, сначала необходимо, чтобы Вы вдохновили меня, прежде чем ваше платье возникнет здесь (художник стукнул себя в лоб), - а затем в сердце. Её Величество, Императрица России, дает мне возвышенное, божественное вдохновение».
На сегодняшний день сохранилось 14 платьев императрицы, выполненные фирмой Ворт (им самим или его сыновьями). Учитывая потери императорского гардероба во времена революции, это довольно много. Заказывала Мария Федоровна и в других модных Домах Парижа - «Morin-Blossier», «M-on Nicaud. Maubant &Dugdale», « M-on Laferriere», « Emile Pingat», а также в ателье Вены и в Лондона.
После смерти в 1894 году Александра III Мария Федоровна полностью обновила свой гардероб. На смену ярким цветам пришли черные (во время глубокого траура), затем серые, лиловые и фиолетовые цвета, позже появились туалеты из тканей с мелким, едва различимым рисунком. Вдовствующая императрица по-прежнему следила за модой. Только теперь её туалеты, особенно шляпы, отставали на пару лет от последних тенденций, что являлось неписанным правилом хорошего тона для пожилых дам.
В 1899 году американский журналист Дж.Логан в своей книге о России писал: «Вдовствующая императрица, Её Величество Мария Федоровна, в течение пятнадцати лет считалась самой модной женщиной в Европе. Прелестная Императрица Австрии превосходила её в красоте, однако никто не мог достичь уровня ее нарядов».
И много лет спустя она, стройная, всегда подтянутая, в прекрасно сшитых лучшими портными туалетах, с полными величия и грации движениями, продолжала олицетворять самодержавную власть эпохи Александра III.
P.S. Надеюсь, что Вы открыли для себя что-то новое. Подписывайтесь на мой канал: мне будет приятно, а Вы и в следующий раз не пропустите интересные статьи и факты.