С утра прочитал, точнее – перечитал, в «Исторических корнях волшебной сказки» – практически настольной моей книге – Владимира Яковлевича Проппа касательно слепоты Яги и представлений, у первобытных народов с этим связанных: «Точно так же и в гоголевском “Вие” черти не видят казака. Черти, могущие видеть живых, это как бы шаманы среди них, такие же, как живые шаманы, видящие мертвых, которых обыкновенные смертные не видят. Такого шамана они и зовут. Это – Вий».
Да, немного отвлекаясь – речь ведь не только о первобытных народах, нет. Исследователи, включая Проппа отмечают связь Яги с Полифемом, который, коли говорить о мифологических корнях, также пребывает на грани миров.
Теперь о Вии и теме, в заглавии обозначенной. Соответственно подумалось: в каком-то смысле в приведенной цитате отсылка к представлениям о статусе вождей/князей в древних обществах; причем не только индоевропейских – скажем, описанных Цезарем и Тацитом, но и тюркских. Я пока эту тему не копал глубоко. Но.
Но вспомнился Вещий Олег. В сущности, само скандинавское имя Хельги может переводиться, если не ошибаюсь, как колдун, военный вождь, то есть шаман. Данным статусом, в числе прочего, обладал и небезызвестный Бату. Он ведь, строго говоря, не являлся полководцем; Западным походом руководил Субэдэй, а Бату выполнял скорее жреческие функции.
Не буду голословным и приведу цитату из фундаментального – рекомендую уважаемым читателям – исследования, сыну Джучи посвященного, Романа Почекаева «Батый. Хан, который не был ханом». Дабы не перегружать текст, я убрал ссылки на источники, приводимые Романом Юльевичем: «В то время как Бела предпринимал безуспешные попытки навести порядок в своей армии, Бату больше внимания уделял моральным качествам своих подчиненных.
Тот же Фома Сплитский сообщает, что Бату, лично проводя разведку, поднялся на холм над рекой и осмотрел расположение войск противника, после чего обратился к своим воинам: «Друзья, мы не должны терять бодрости духа: пусть этих людей великое множество, но они не смогут вырваться из наших рук, поскольку ими управляют беспечно и бестолково. Я ведь видел, что они, как стадо без пастыря,- заперты, словно в тесном загоне”.
Как уже указывалось выше, венгерский хронист, по-видимому, отразил священный ритуал, исполняя который Бату обратился к Небу, прося даровать победу в предстоящем бою: ”...Весь день и всю ночь он ни с кем не говорил, а только молился и причитал; и он велел мусульманам также собраться и возносить молитвы”.
Несомненно, харизматическая власть и умение вовремя сказать нужные слова воинам позволяли Бату поддерживать боевой дух в своих многочисленных и разноплеменных войсках».
Речь в цитате идет о вторжении монгольских войск в Венгерское королевство. Вообще тема власти и харизмыи ее носителя, довольно интересная. Постараюсь к ней еще вернуться применительно к более древним обществам, в частности представлениям о власти и статусе правителя в месопотамских городах-государствах.
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал .
Игорь Ходаков