После первого скачка цен в марте ситуация в стоматологии выровнялась. Однако медики говорят о падении качества «зубных» работ и неуклонном росте тарифов.
Ряд препаратов из стоматологических кабинетов просто исчез.
Как мы зубы лечили
Так совпало, что две моих хороших московских знакомых пожаловались на дантистов. Мол, пошли перед Новым годом порядок во рту навести — отбелить все 32. Они молодые, у них пока по полному комплекту. А мне говорят: ты, мол, журналист, узнай, что да как.
Поговорили и забыли, но тут у меня самого зуб заболел. Пошел к знакомой «стоматологине» Светлане, проверенной. Скидки мне всегда делает. Посмотрела она на мою нижнюю «пятерку» и вынесла вердикт: удалять, не дожидаясь перитонита. Там пломба по объему была уже больше, чем сам зуб. Открошилась стенка. А «пятерка» — коренная, рвать пришлось долго и упорно. Итог — минус 2 000 руб. Вроде, немного, но заметно. За удаление. Но с анестезией. И свел я воедино московское отбеливание и мое региональное удаление. Пообщался со Светланой, потом с другими дантистами.
А что случилось?
Что выяснилось? Тот же отбеливающий Zoom производят в США. Но это не единственное такое средство и вообще не единственный метод отбеливания. Мне, например, Светлана обычно «пескоструит» зубы — каким-то порошком обдувает мою желтизну, которую отбеливать бесполезно. Просто налет снимает.
Но в российской стоматологии этих импортных составляющих — 90%. Отечественные препараты и инструменты можно на пальцах трех рук пересчитать. Светлана говорит, что импортные препараты периодически у поставщиков пропадают, приходится искать других продавцов. Жалуется: «Каждый раз после исчезновения и появления цена — новая». Понятно, в какую сторону перемена происходит. Один московский доктор говорит, что разница в обеспеченности «до февраля» и «после февраля» — четыре раза.
Спасибо Казахстану, Армении и Кыргызстану
Московские дантисты очень радуются, если у них есть возможность через знакомых что-то из США и Германии привезти. Через знакомых и через Казахстан с Арменией. Кыргызстан как перевалочная площадка редко, но тоже встречается. Ясное дело, что из-за пересадок и цепочки посредников товар дорожает.
Везут в личном багаже. Много ли это? Нет, не очень. Специфика такая, что в большой клинике в день килограммы могут уходить, например, пломбировочного материала. Поэтому американские и немецкие препараты идут в премиум-сегмент. Средняя ниша и то, что пониже — Китай и Южная Корея.
Полегче с инструментами — тоже расходный материал, но более долгоиграющий. Китай, говорят, тоже в этом смысле неплох, но ненадежен. Азиатский шпатель или пинцет может сломаться в любой момент. И хорошо, если не во рту пациента.
Самая серьезная головная боль — стоматологические системы. По-простому — «бор-машины». Основная масса производится в Восточной Европе и на них не жалуются. Но у любой техники идет амортизация, машины тоже смертны. А оригинальных запчастей нет и не предвидится. Ситуация та же, что с автопромом: можно оригинал взять втридорога или китайский аналог. Подешевле и с неясными перспективами.
В общем, если есть повод обратиться к зубному врачу, то лучше не откладывать.
А вы задумывались о походе к стоматологу?
Автор: Сергей Хохлов, независимый автор медиагруппы «Хакнем»