Коренные народы Приамурья — древнейшие в России. Говорят, что их предки пришли на Дальний Восток 40 тысяч лет назад, когда не то что славян, а и индоевропейцев в помине не было.
Традиции ульчей бережно хранят в Хабаровском крае
На протяжении долгих лет хранят они основные культурные коды. В завитках их узоров — тысячелетняя мудрость, только людям чутким и чистыми душой доступны эти знания, эти истории, скрытые в витиеватом орнаменте.
Именно на Амуре нашли самую древнюю в мире керамику, в которой более 13-ти тысяч лет назад предки амурских народов варили уху, и блесну. В их языках есть свои слова — «учитель» и «письмо», хотя вошли они в 20-й век бесписьменными.
Они умудрились сохраниться и после советской культурной глобализации, и сегодня хранят свою национальную культуру, свой язык. Кто-то говорит, что это все уходящее, что обрусеют через сто лет. Не хочется верить, что мы потеряем эту уникальность. Конечно, это очень важно сохранять, и, конечно, популяризировать. Ни про древнейшую керамику, ни про эту цивилизацию мало кто знает в России.
Ульчи
Это с виду представители этого народа сдержанны и немногословны, а гости приедут, так гостеприимству не предела. Уж такие национальные традиции, которые чтут и хранят представители этого народа, для которого Хабаровский край -историческая Родина.
К приезду гостей из Москвы готовились заранее, продумывали маршруты, темы, выбирали спикеров, и не просто тех, кого привечает власть, победителей всевозможных конкурсов и соревнований, а настоящих носителей национальных культуры, тех, кто сохраняет заветы предков.
Москвичи — члены экспедиция «Дети Солнца» ТВ Студии «Август», которые приезжали снимать в Хабаровский край фильмы о негидальцах и ульчах. Это часть проекта «Земля людей», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов, губернатора и министерства культуры региона.
Для гостей ульчи ничего не скупились. Пришел гость — накорми, обогрей, а уж если люди хорошие, так вообще ничего не жалей.
Понравились ульчам московские гости, сумели найти они ключики к сердцам потомков древних рыбаков и охотников.
Как приходят в дом, так сразу за стол. А там холодец из рыбьих голов, ула — салат из юколы с овощами, картофельная тала, сэвэкэ — картофель с ягодой, судули — соленая черемша, отварная сохатина, эпэ — отварные лепешки, рыбные котлеты и, конечно, уха. А это кушанье, что ни говори, а лучше всех готовят амурские народы. Может, заклинания какие знают?
— Нас все закармливали. Мы уже не могли есть. В каждом доме был обед. Народ очень гостеприимный. Все, что поймали, добыли на охоте, собрали в тайге, несли нам. Это было очень приятно, — рассказала шеф-редактор проекта Наталья Антропова.
Ансамбль «Гива» из села Булава — первый коллектив коренных народов на Дальнем Востоке показал москвичам фрагменты новой программы, посвященной Медвежьему празднику. Ульчи, как нивхи, негидальцы и орочи, совершали это обрядовое действо, пока советская власть не запретила.
Так выступали, что, по словам Натальи Антроповой, волосы дыбом вставали.
Во время экспедиции погода не радовала. Циклон принес с собой бураны, но разве остановит непогода настоящих охотников и киношников.
Георгий Еюка из села Богородское, организовал своего рода экспедицию в тайгу, чтобы познакомить с особенностями традиционной охоты при почти сорокоградусном морозе.
— В этих условиях картинка становится живее, — прокомментировал Михаил Скотников, режиссер и оператор проекта «Земля людей».
У Натальи Антроповой одежда совсем неподходящая была для такого мороза.
— Да то что!!! Куда ты в таком собралась?! — говорили ей ульчи. Одели её в настоящее, не синтетику, дали бахилы. В синтетике на севере никак нельзя, замерзнуть до смерти можно.
Георгий Еюка заставил встать всех на национальные лыжи. Одна половина на камусе — шкуре снятой с ног сохатого, а вторая подбитая нерпичьим мехом. Скользили, говорят, отлично. А вот лыжных палок не дали. Не положено у ульчей. Одна палка была только у охотника. Снега много было, пурга, а камус и нерпичий мех не давали лыжникам упасть.
Негидальцы
Живут представители этого народа в селе Владимировка района имени Полины Осипенко к москвичам сначала отнеслись недоверчиво. Присматривались — кто там приехал, зачем.
— Люди с первого взгляда замкнуты, а на самом деле они открыты, дружелюбны, очень ранимы, очень душевны, — считает Наталья Антропова.
— И они очень стеснительны, — добавил Михаил Скотников.
Негидальцев осталось чуть менее 500 человек. Народ древний, малоизученный. Согласно генетическому исследованию они потомки тех, кто в незапамятные времена шел покорять Америку. Сегодня на негидальском языке говорят пять человек. Есть азбука и книга сказок, изданных в Германии. Иллюстрации нарисовали дети из села Владимировка. Сказки на негидальском и русском языках. Сегодня эта книга редкость. Издатель книги — Фонд культуры народов Сибири искал партнеров в России для издания книги большим тиражом, но не нашел. Одно дело рапортовать о поддержке культуры коренных народов, другое дело что-то реально делать.
Один из авторов азбуки, хранительница негидальской культуры, Дарья Ивановна Надеина, пригласила москвичей на рыбалку. Ей исполнилось 80 лет, а до сих пор рыбачит.
Для негидальцев испокон веков рыбалка — основной промысел.
— Дарья Иванова также прочитала на камеру три сказки на негидальском языке. Потом перевела их. Эти ролики мы сохраним и попробуем внести свой вклад в сохранение этого языка, — рассказала Наталья Антропова.
Эти сказки выйдут в виде отдельных видеороликов.
Во время поездки, когда московские гости встречались с местным ансамблем. Самодеятельные артисты заверили, что будут учить слова, чтобы исполнять песни на родном негидальском языке.
Результатом киноэкспедиции станут фильмы об ульчах и негидальцах, которые выйдут весной будущего года в эфире федерального канала «Россия К».
Выставка эвенкийских и негидальских кукол открылась в Хабаровском крае