В последнее время по Сети гуляет довольно много видео, в которых вертолёты Ка-52 осуществляют пуск ракет, и при этом довольно сильно задирают нос. На кадрах горизонт завален, и тем не менее отчётливо видно, что вертолёт непосредственно перед пуском ракет переходит из режима горизонтального полёта на сверхмалой высоте в так называемый режим кабрирования, и только после этого совершает пуск ракет.
Зачем пилоты задирают нос вертолёта, как бы пытаясь выстрелить вверх? Ведь ракета вроде как должна сама выстроить свою траекторию для успешного поражения цели.
Так вот, как удалось выяснить, конкретно в случае пуска ракет из вертолёта с кабрирования, речь идёт о так называемых неуправляемых авиационных ракетах (НАР). Этот класс ракет потому и назван неуправляемым, потому что управлять ими в процессе полёта невозможно. И как правило это ракеты С-8 калибра 80 мм. Главной особенностью этих ракет является их сильная зависимость от положения вертолёта в воздухе.
Так например, если вертолёт вместо того, чтобы задрать нос вверх, направит его вниз, то и выпущенные ракеты полетят вниз, после чего поразят участок земли, который лежит на траектории полёта. Они не полетят поражать какие-то там намеченные цели. Ракеты эти не ориентируются ни по координатам, не имеют никаких головок наведения, они просто летят по законам физики.
Из этого можно сделать простой вывод: чтобы попасть такими ракетами, вертолёту нужно как следует прицелиться.
Но когда Ка-52 задирает нос в небо, он же явно не по тучам стреляет. Куда же он тогда прицеливается?
И вот как раз с этого момента начинает работать военная хитрость, и прочая смекалка на морально-волевых, а также ещё много чего.
Не секрет, что дальность пуска таких вот неуправляемых ракет типа С-8 составляет около 4000 м. При этом круговое вероятное отклонение составляет 0,3 % от этой дальности. Это около 12 м, что довольно-таки неплохо.
Однако с расстояния в 4 тыс. метров вертолёт могут легко поразить средства ПВО, да и любой Стингер или Игла из кустов может заПТУРить его вместе с боекомплектом. И чтобы минимизировать вероятность такого вот незапланированного "отрицательного взлёта" вертолётчики нашли способ не подлетать слишком близко к целям и держаться от них на безопасном расстоянии, которое больше чем 4000 метров. Но как это сделать, если ракеты дальше 4 км не летают?
Очень просто - достаточно просто задрать нос вертолёту и осуществить пуск неуправляемой ракеты в режиме кабрирования. В этом случае дальность полёта ракеты увеличивается чуть ли не до 6 км, потому что идёт она по параболической траектории.
Но что же происходит при таком пуске в небо с точностью ракеты - т.е. с её круговым вероятным отклонением (КВО)?
Так вот, при таком пуске с кабрирования точность ракеты С-8 официально не определена. Это значит, что она попадает куда-то, что-то там поражает, но ни о какой точности уже речь не идёт.
Однако по некоторым сведениям опытным путём якобы было установлено, что КВО увеличивается чуть ли не до 1 % от дальности. Однако никаких официальных подтверждений этому нет.
Из всего этого следует вывод: вертолётчики готовы идти на сильное снижение точности ракетных пусков ради сохранения своих жизней и вертолёта.