Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Жертвоприношения инков шокируют...

Доброго времени суток, дорогие товарищи! "Инки дарят валентинки" - в преддверии 14 февраля по просторам интернета начинает гулять картинка с изображением ацтекского (а мы знаем, что оно ацтекское) жертвоприношения и соответствующей подписью. А как "дарили валентинки" настоящие инки? И "дарили" ли они вообще

Для начала нужно разобраться, а кто такие инки вообще. Их государство занимало территорию от нынешнего Пасто в Колумбии до реки Мауле в Чили. Империя включала в себя полностью территории нынешних Перу, Боливии и Эквадора (за исключением части равнинных восточных районов, поросших непроходимой сельвой), частично Чили, Аргентины и Колумбии. Понятно, что не все жители данного государства были инками. Исследователи склонны называть "инками" только правящий род и небольшое количество приближенных. В империи народу жило куда больше. Поэтому мы сегодня будем рассматривать не только самих инков, но и племена, жившие на территории их государства

Религия инков была неоднородной, она включала себя верования и других народов - мочика (юнки), чиму, уари, паракас, наска, чачапояс, чанки, аймара, пукина и многих других. Верховным божеством империи было Солнце. Как ацтеки навязывали всем покорённым народам культ Уицтлипоцтли, так инки заставляли всех верить в Солнце. Императора считали сыном Солнца, а императрицу - дочерью Луны, сестрой-супругой Солнца. Почитание бога Солнца, ставшего символом инкской культуры, носило официальный характер. Главным демиургом был бог Виракоча (в других вариантах - Кон-Тики Виракоча). Инкская религия включала также многочисленные децентрализованные культы богов, олицетворявших природные реалии, почитались скалы и горы.

Окей, а что там по жертвоприношениям, спросите вы? Неужели религия инков была мирной и не требовала крови? Требовала она скорее не крови, а всей жизни человека

Инки единственные из американских народов смогли приручить крупное вьючное животное - ламу. Лам часто приносили в жертву, причем иногда закапывали даже живьём. Разным божествам инки жертвовали лам разного окраса. При раскопках обнаружились мумии животных коричневой и белой масти. Первых местные жители убивали в честь бога-творца Виракоча, вторых – во имя бога солнца Инти. Записи испанских конкистадоров подтверждают, что инки таким образом отмечали сбор урожая - делая обильные приношения богам. Так же подносили в качестве жертвы богам и духам предков пищу и изделия из драгоценных металлов.

Ну ладно, с ламами разобрались, а что по людям-то?

Жертвами инков могли быть мужчины того возраста, когда можно стать воином, либо же сами пленные воины. Самыми распространёнными жертвами у инков были "капак хуча"". "Капак хуча" – это дети в возрасте от 4 до 10 лет, отобранные среди всего населения империи за их превосходные физические характеристики. У капак хуча не должно было быть физических дефектов, родинок или шрамов, даже веснушек. Ещё одним немаловажным требованием к капак хуча была их девственность. Вероятно поэтому их отбирали в таком раннем возрасте – чем моложе человек, тем он чище и тем лучше будут умиротворены боги. Помимо этого жрецы, которым следовало совершить жертвоприношения, должны были поститься, мыться и воздерживаться от сексуальной активности до начала ритуала (Besom, 2009). Девочек капак хуча до жертвоприношений часто растили мамакона (жрицы-девственницы - у инков они присматривали еще и за "Девами Солнца"), а мальчики обычно сразу направлялись в Куско. Когда капак хуча входили в Куско, население города сразу оказывало им почтение и уважение. Многих приносили в жертву прямо в Куско, но значительное количество отправляли к Вак’ам (местным божествам, мы же помним, что религия инков - это наслоение многих верований), расположенным по всей империи (Besom, 2009). Капак хуча и их свите не дозволялось путешествовать по имперским дорогам – их вынуждали идти по пересечённой местности по, насколько это возможно, прямой. Все, кто их встречал на пути следования, должны были пасть ниц в знак уважения к капак хуча и оставаться в таком положении пока процессия не пройдёт мимо. По прибытии в Куско капак хуча демонстрировали Сапа Инке, а затем жрецы их распределяли вокруг Кориканчи ("Золотой храм" - главное религиозное учреждение инкской империи). Среди способов умерщвления обычно было удушение, в том числе верёвкой, удар по темени или по шее сзади, а также вырывание сердец, перерезывание глоток и утопление. Жертвоприношения должны были умиротворять богов, защитить от неудач и катастроф.

Ещё одним способом жертвоприношения было погребение заживо. По всей видимости, это был довольно обычный способ жертвоприношения – яму выкапывали, используя только лишь острые палки, затем в неё усаживали капак хуча и вокруг жертвы раскладывали подношения, после чего яму засыпали. Предполагалось, что все жертвы, вне зависимости от способов умерщвления, должны были подойти к моменту смерти счастливыми и удовлетворёнными – до последнего капак хуча сытно кормили, заставляли пить кукурузное пиво и жевать листья коки, и смерть свою они встречали сильно одурманенными и опьянёнными. Вероятно потому, что сильно одурманенных людей жрецам легче было приносить в жертву. Принесённых в жертву у инков сразу после смерти часто обожествляли и затем их почитали на ежегодных церемониях. Порой до места совершения жертвоприношения капак хуча сопровождали родственники, ребёнка сюда могла принести его мать и это не было чем-то необычным. Кровь у инков не играла такой существенной роли в жертвоприношениях, как это было в обществах майя и ацтеков, но нельзя сказать, что она была совсем ничего незначащей. Кровь капак хуча использовали в качестве краски для нанесения полоски на лице идола, которую чертили от уха до уха. Среди других причин зачем инки совершали жертвоприношения выделяются следующие: целительство, гадание и почитание земли. На вершинах особенно высоких гор находят естественным образом сформировавшиеся мумии людей, которых сюда приносили в качестве специальных подношений. Сапа Инка (верховный правитель) часто совершал жертвоприношения младенцев, чтобы оракулы сообщали ему важную информацию о государстве. 

Существовало ещё одно поверье о жертвенном обмене. При подобном жертвоприношении одна жизнь менялась на другую. Когда Сапа Инка заболевал, в жертву приносили несколько капак хуча, чтобы они своей смертью обеспечили тому выздоровление. Для инков жертвоприношения были решением многих проблем, будь то болезни, катастрофы или чьи-то козни, многие жертвоприношения совершались в том числе в качестве превентивных мер.

В 1999 году ученые обнаружили тела трех мумий, которые так хорошо сохранились, будто они погибли всего несколько недель назад. С тех пор исследователи постоянно изучали мумии, чтобы восстановить последние месяцы их жизни.

Новое исследование показало, что всем троим детям регулярно давали коку и алкоголь, что возможно и сыграло роль в их смерти.

Трое детей, включая мальчика и двух девочек, были частью ритуала жертвоприношения, известного как "хупак куча", во время которого детей убивали или оставляли умирать на вершине высокой горы. Найденные мумии были естественным образом мумифицированы холодом и сухим климатом на горе на высоте более 7000 метров.

в 2019 году археологи, работающие на северном побережье Перу, обнаружили следы массового жертвоприношения, в ходе которого были убиты более 140 детей, трое взрослых, а также около 200 детенышей ламы. Датируются находки примерно 1450 годом нашей эры.

Америка, которую мы потеряли.....

Автор - Дарья Шрам