Наиболее действенным способом взыскания средств с должника являлся правёж. Собственно, это слово образовалось от глагола «править», то есть «взыскивать». Если должник по какой-либо причине не мог отдать долг, его судили и ставили на правёж. В ходе этой неприятной процедуры его подвергали методичному избиению до тех пор, пока он или его родственники не рассчитывались с долгами.
Случаи применения правежа жестко регламентировались, начиная со времен Ивана Грозного. Эту процедуру терпели в течение месяца за каждые 100 рублей долга. Если долг был больше – срок истязания соразмерно увеличивался, если меньше – сокращался. Наиболее стойкие должники после правежа отдавались истцу в кабальное холопство – «головой до искупу». Мужчины отрабатывали долг своему хозяину из расчета 5 рублей за год, женщины – 2,5 рубля в год.
Государственные мужи вместо одного месяца правежа терпели побои два месяца. Двойной срок правежа связан с тем, что их запрещалось отдавать в кабалу, а вместо этого долг вычитывался из жалования. Высокопоставленные лица вообще могли отстоять правёж, так и не заплатив, или поставить на правёж другого вместо себя либо совсем избежать этой процедуры. Церковные служащие также освобождались от принудительного взыскания.
Правёж выглядел так: неоплатных должников ставили в шеренгу в публичном месте. В Москве экзекуция проходила перед длинным рядом приказов в Кремле, а в других городах – перед воеводской избой. Обученный пристав («недельщик») бил каждого должника в шеренге палкой по икрам три раза подряд «не слишком сильно, чтобы не умер», после чего переходил к следующему. Так продолжалось, пока в этот день заседал суд. На следующее утро процедура повторялась.
Сила ударов зависела от того, сколько должник мог заплатить недельщику, проводившему правёж. За взятку должник мог обернуть икры кожей или жестью и тогда удары недельщика были менее чувствительны. Наоборот, если же недельщика одаривал истец, то должник ощущал всю силу палочного наказания и нередко по окончании порки не мог даже двигаться. Поэтому для одних правёж не представлял никакого мучения, тогда как другие могли быть сильно изувечены.
Во времена Петра I правёж был отменен, но еще долгое время о нем сохранялись воспоминания. Так в известной народной сказке о «Коньке-горбунке», записанной и глубоко переработанной П.П. Ершовым в 1830-х годах встречаются слова о безжалостном наказании: Не достанешь мне Жар-птицу/ В нашу царскую светлицу,/ То, клянуся бородой!/ Ты поплатишься со мной:/ На правёж — в решетку — на кол!/ Вон, холоп! Иван заплакал.
Автор - Александр Евдокимов
Подписывайтесь на История и Право