Зимний солнцеворот. Астрономическая зима. Дождь. Всё пришло разом – 21 декабря. В самый короткий день года. В самую длинную его ночь.
День зимнего солнцестояния во многих культурах имеет сакральное значение. В Латвии его считают праздником света, плодородия и надежды.
Связано это с тем, что 21 декабря день начинает пребывать. Солнце поворачивается от зимы к лету. Свет побеждает тьму. Впереди нас ждёт Новый год, в котором будет новая весна – важная веха для любой земледельческой культуры. С весной и связана идея плодородия, которое – суть сама жизнь!
Правда, мне показалось, что весна наступила прямо 21 декабря – так тепло было в Риге (я даже перчатки ни разу не надела, что для меня удивительно, так как руки у меня обычно мёрзнут в первую очередь).
Между тем, именно с 21 декабря в Северном полушарии начинается астрономическая зима – понятие для меня довольно расплывчатое, так как есть же у нас метеорологическая зима – это когда средняя температура воздуха за сутки впервые опускается ниже нуля (в Латвии в этом году МЗ началась 17 ноября), и даже зима солярная – связанная с минимальным получением нашим Северным полушарием солнечного света (она длится с 6 ноября по 4 февраля), и, казалось бы, этого вполне достаточно!
Собственно, оттепель накрыла Ригу ещё во вторник. Но город тогда превратился в каток. И я благоразумно решила не испытывать судьбу, а дождаться, когда тротуары хоть немного оттают.
К среде ситуация с гололёдом значительно исправилась. Пешеходные пути были в 85% случаев – чистыми, в 10% – мокрыми (мокрый снег, глубокие лужи) и только в 5% - скользкими, что, впрочем, не мешало людям падать, автомобилям «Неотложной медицинской помощи» выть, а мне всё более и более осторожно идти навстречу… Хотела написать – новым приключениям, но всё было гораздо прозаичнее: у меня рыба закончилась и попутно мне хотелось уже пройтись по самой большой тропе рождественских огней в Латвии (пока снег не растаял)!
Старинную латышскую традицию празднования зимнего солнцеворота я наблюдать не планировала. Собственно, я даже не была уверена, что вообще хочу куда-то идти в дождь. Но так как последний закончился почти сразу же, как только я начала уверенно двигаться к цели, то настроение моё стало совсем уж рождественским (всё-таки тепло – это большое дело!), и мне захотелось исполнить свою давнюю мечту – взглянуть хоть краешком глаза на то, что из себя представляет обряд (назовём это так) таскания колоды по улицам Старой Риги.
Когда я о нём читала в латвийских СМИ, то до картинок, видимо, не доходила, и мне всё время казалось, что речь идёт о большом бревне (как на целую стену дома), волочь которое приходится целой группе людей.
На деле же всё оказалось… довольно проще. Когда я пришла на Ратушную площадь, где-то в районе пол седьмого, там, среди стоящих перед сценой полукругом сторонних наблюдателей и базирующихся справа от них – ряженых, лежали маленькие брёвнышки с верёвками.
По центру площади, отданной под празднование зимнего солнцеворота, находилась поленница, которую должны были зажечь в самом конце, чтобы бросить в неё брёвна, а вместе с ними – все беды и невзгоды уходящего года.
К стене одного из зданий были приставлены… я так поняла, что соломенные знаки солнца, которые, уж прошу прощения за аналогию, напомнили мне наши православные хоругви (особенно, когда парни, как по команде, подхватили их и равномерно ввинтились в процессию).
На Ратушной площади я оказалась именно в тот момент, когда на сцене прозвучала последняя перед началом шествия песня, после чего ряженые (насколько я поняла, у них статичные для каждого года костюмы, где каждый образ является символом чего-то конкретного и ценного в плане культуры), начали петь песню, в которой призывали наступающий год быть богатым и щедрым, и стали окуривать и обзванивать (какими-то колокольчиками) лежащие на Ратушной площади брёвна.
Всё происходящее выглядело, на первый взгляд, мрачным, но до боли знакомым. Как будто я перенеслась на много-много веков назад и увидела своих предков, которые уже чувствовали окружающий их мир, как живой, но ещё ничего не знали о пришествии Христа. И если были у меня какие-то сомнения на счёт того, что я, православная, тут делаю, то в этот самый момент они и развеялись: я просто стояла и смотрела вглубь времени, наблюдая живую историю, о которой так мало знала. Это было интересно. Это было познавательно. И отчасти волнительно, так как стоящая вокруг ночь, создавала поистине аутентичную атмосферу для бредущих сквозь неё с факелами людей в костюмах Журавля, Козы, Волка, Лошади, Медведя, Лекаря, Смерти и т.д. Образы не все были мною узнаваемы. Часть людей, как мне показалось, оделась либо в стилизованные под латышский народный костюм наряды, либо попыталась привнести в последние ещё и что-то… природное: к примеру, на голове одной женщины я заметила шапку, частично напоминающую собой рождественскую ёлку, и ещё на чьей-то голове (даже не уловила, кто это был: мужчина или женщина) – нечто, воспроизводящее… кору берёзы.
В настоящее меня вернуло возвращение домой. Когда прямо на моих глаза на идущего по тротуару человека рухнул огромный сугроб, съехавший с крыши высотного здания. Парня спасло то, что снег, видимо, был уже рыхлым и не упал ему прямо на голову, а прошёл по касательной – в районе плеча/спины. Грохот при этом стоял на весь Старый город, так что я сто раз подумала, а что я тут делаю и поспешила прочь! Очень странный вечер, если так подумать.
Но я ещё в прошлом году предупреждала, что все эти красно-белые ленты рядом с фасадами – ни о чём не говорят: снег падает всегда строго за них – и обязательно на чью-либо голову.
Материал оказался полезным? Ставьте лайк. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.