Никто не знает куда исчез Большой Ворон. Говорят, он обиделся на людей из-за того, что они перестали следовать его советам и улетел на небо. А может быть превратился в камень. Ворона давно нет, но остались на Камчатке его дети — удивительный северный народ коряки.
Родственники индейцев
Это коренные жители севера Камчатского полуострова, которые пришли на эту землю 15 000 лет назад из Восточной Сибири. Часть осела на полуострове, а часть ушла дальше на север и перейдя по льду перешеек, оказалась на Американском континенте, став прародителями индейцев Северной Америки. Это кажется невероятным, но исследования показывают, что у двух народов есть ряд общих генов. Да и мифологические представления о мире у них тоже похожи.
Но оставим в покое детей американских прерий, ведь история коряков не менее интересна. Этот народ не всегда был кочевым. Придя на камчатский берег, они стали вести оседлую жизнь, занимаясь рыболовством и охотой. Но в годы плохого улова мужчинам приходилась покидать свои стойбища и уходить в глубину тайги, оставаясь там на долгое время. С этого и началось разделение народа на две группы. Сейчас существуют оленные коряки — искусные оленеводы и кочевники, и береговые коряки — оседлые рыбаки и добытчики морского зверя.
Кстати, почему коряки? Ведь это не самоназвание народа. Мало того, в корякском языке даже нет слова, обозначающего всех коряков. Кочевые называют себя чавчыв или чавчувены, а береговые зовутся намылганами. Универсальное слово "коряки" закрепилось за народом в начале XVIII века, когда на Дальний Восток пришли русские казаки. По одной версии, они позаимствовали название от юкагиров и эвенов, которые называли соседний народ кёрёкя ("тот, кто показывается из-за бугра"). По другой — это просто форма падежа от более простого "корак", что значит "у оленей находящиеся".
На защите Камчатки
Но как бы казаки ни называли новый народ, первоначально отношения у них не складывались. Коряки считались довольно воинственным племенем и по этому признаку уступали лишь чукчам — признанным бунтарям Севера. Фольклор сохранил свидетельства о стычках коряков как с соседями, так и с русскими колонизаторами.
Примечательно, что кочевые коряки довольно быстро согласились стать подданными Российской империи и платить ясак оленьими шкурами. А вот береговые вплоть до начала XIX века отстаивали в сражениях независимость своей территории. Но со временем сопротивление сошло на нет и началась ассимиляция корякского народа. Шла она и все советские годы, и сегодня коряков в России насчитывается около 9000 тысяч. Они уже давно отошли от кочевого образа жизни (гоняют оленьи табуны лишь отдельные роды) и живут компактно на севере Камчатки. У коряков есть свое территориальное образование — Корякский округ со столицей в поселке Палана. Сейчас он административно входит в состав Камчатского края.
Большинство современных коряков разговаривают на русском, а вот свой язык знает не более 3000 человек. И хотя власти всячески поддерживают национальные традиции, к сожалению, носителей языка становится все меньше и меньше.
Пять миров коряков
Также уходят в прошлое и традиции народа, в первую очередь шаманизм. Корякские шаманы — это посредники между мирами, которых в мифологии народа насчитывается ровно пять. Два верхних мира населенных людьми-облаками с Верховным божеством и Большим Вороном. Два нижних мира, где живут тени мертвых и злые духи. И один серединный мир, в котором обитают люди. Произошли все коряки именно от Большого Ворона, который, по поверьям, был послан на землю Верховным божеством. И все шаманы — это люди, которые могут общаться с духом Ворона, спрашивая у него совета, и быть проводниками между пятью мирами.
Быть шаманом у коряков не почетное право, а обязанность. Им становятся те, на кого указал дух Ворона и отказаться от шаманизма после этого никак нельзя. Шаманы, одетые в волчьи шкуры, ежедневно общаются с духами, заглядывают в будущее, ворошат прошлое, лечат, дают советы — в общем выполняют роль духовных пастырей.
Главная особенность традиционной религии народа состоит в том, что коряки верят в то, что душа есть у каждой вещи и окружающего предмета. Они одушевляют не только животных (например, медведя считали двоюродным братом человека), но и горы, солнце, лес, море. В каждой общине выбиралось свое священное место — аппапель, — которому поклонялись и приносили в жертву животных. Жертвовали ветру, чтобы стих и позволил выйти в море, воде, чтобы приняла морских охотников, солнцу, дабы светило подольше, небу, чтоб не гневалось и не насылало вьюгу и буран, и т. д.
А если духи были довольны и охота приносила богатый улов, то добыче всегда устраивали торжественную встречу — разжигали костры и приносили часть зверя или рыбы в жертву, просто сжигая ее в пламени.
Кстати, отношение к огню у коряков свое, особенное. Это один из немногих народов, которые не хоронили своих покойников, а сжигали их на кострах. После кремации пепел обязательно тщательно втаптывали в землю — так дух умершего, по верованию, переходил из серединного мира в мир подземный. Но постепенно традиционные обряды стали переплетаться с православными погребальными традициями и окончательно забылись.
Землянки и яранги
Также ушло в прошлое и уникальное жилище коряков. А оно существовало двух типов. Первое — это традиционная яранга, которую ставили кочевые коряки. Она похожа на юрту, покрытую шкурами оленей. Только в отличие от последней, в яранге имелась еще и отдельная "комната" — что-то типа спальни, которая размещалась в центре. Со всех сторон она была укрыта шкурами мехом внутрь. Туда забиралась вся семья и зажигая "жирник" (светильник на основе животного жира), укладывалась на ночлег. В этой "спальне" температура поднималась настолько высоко, что можно было спать без одежды в самые морозные ночи.
Ярангу можно встретить и сейчас у тех коряков, которые гоняют оленей. А вот второй тип дома, который строили (а точнее рыли) береговые коряки, уже давно ушел в прошлое. Это была обычная землянка с двумя выходами — верхним, выполняющим одновременно роль дымохода, и нижним. В летнее время пользовались нижним входом, а когда все вокруг все заваливало снегом, то проникали в жилище через верхнюю дыру. Лестница вниз была очень крутой и скорее напоминала обычное вертикальное бревно с углублениями для ног.
Чистота — лучшая красота
Интересно строился быт коряков. Жили они не семьями, а родами, в которых далеко не все были родственники. Каждый род имел своего шамана, но главным был самый старший коряк — глава семьи. Мужчины рода занимались охотой или оленями, а женщины с утра до вечера либо готовили, либо шили одежду из оленьих шкур. А ее требовалось много. Каждый коряк зимой носил две шубы — мехом наружу и внутрь. А еще была кухлянка — нательная рубашка тоже из шкуры оленя. Оседлые коряки заменяли шкуры оленей тюленьими, которые грели ничуть не хуже.
Но одежда одеждой, а вот с гигиеной у коряков было откровенно неважно. Дело в том, что в старину у народа омовение собственного тела считалось позорным занятием, а у женщин так вообще было признаком распутства. Исследователь Иохельсон так писал в своих записках:
Чистоплотным народом коряков считать ни в коем случае нельзя. Они никогда не моются, кроме исключительно редких случаев. Лица детей и стариков покрыты слоем грязи и копоти, смешанных с жиром, так что трудно определить естественный цвет кожи....
Поразительно, что соседи коряков — эвены и юкагиры — придерживались прямо противоположных традиций. У эвенов вообще существовали некие подобия современных бань, где они мылись едва ли не каждый день, а юкагиры ухаживали не только за телом, но и за зубами, стараясь сделать их белее и привлекательней. И тут по соседству с ними коряки с черными лицами, которые бегут от воды как черт от ладана. Можно представить себе реакцию русских казаков, впервые столкнувшихся с таким пренебрежением к личной гигиене.
Корякский деликатес
Разумеется все это давным-давно ушло в прошлое и сейчас коряки поражают впервые их увидевших иностранцев красотой и ладностью фигур и оживленным блеском глаз. Многие отмечают, что корякские девушки — самые красивые из всех представительниц северных народов.
Но наряду со сдержанной северной красотой шокирует иностранцев и некоторые вкусовые предпочтения коряков. Например, блюдо под названием уяхать, которое представляет собой квашенные с икрой рыбьи головы без жабр. Неприятный аромат фактически стухшей рыбы бьет в нос так, что хочется скорее покинуть помещение, а для коряков запах нормальный, и они считают это месиво изысканным лакомством.
Вот такой он, камчатский народ коряков, сумевший сохранить свою культуру, свой язык и традиции. И пусть их Большой Ворон улетел на небо, за что-то обидевшись на людей, коряки не сильно расстраиваются. Они верят, что Кутху обязательно вернется и тогда на земле чавчувенов и намылганов наступит всеобщее счастье.
А у настоящих людей Арктики со счастьем все в порядке. Олени, тундра, семья и чум — вот главные составляющие благодатной жизни ненцев 👇:
(В написании статьи использовались материалы с сайтов: arctic-children.com; sevprostor.ru; musaget.ru; arctic-megapedia.com)
P.S. Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.