Найти тему
Ян Ви. Не для всех...

Серия 8. «Неписаные правила...». Тексты 901-950

Со всеми сериями и другими произведениями можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/qL-5rjQDTaL1uA

901. Известно, что 2-3% преподавателей – думает при работе в профессии. Около 3-4% – полагают, что они думают, работая в профессии. А оставшиеся 93-95% преподавателей скорее умрут, чем будут думать о чём-либо серьёзно в ней… Зачем это им делать в классе, когда и так всё ясно?..

902. Можно брать многие конкурсные высоты, выигрывать трудовые споры и вообще быть душкой, но всё равно: нельзя покорить собой целый педколлектив школы. Ему это не свойственно…

903. Если сказать ученику, что Бах написал миллион фуг или что на небе 300 миллиардов звёзд – он поверит этому. Но когда он видит табличку «Свежеокрашено», то он непременно проверит достоверность написанного пальцем...

904. Педагогическая дружба между преподавателем и преподавательницей, конечно, возможна, но, очевидно, только при определённой доле взаимного физического отвращения…

905. Если преподаватель ничего не станет ждать от ученика, то как он сможет разочаровываться в нём?..

906. Юмор преподавателя в школе, конечно, восстанавливает то, что разрушает в нём и коллегах учебная действительность. Но когда педагогического юмора очень много на уроке, то юмор начинает сам разрушать учебную атмосферу, как ангина сердце или больные сосуды организм. И очень похоже на правду, что у преподавателя, который подвержен в школе безудержному и в чрезмерных объёмах юмору, вообще развивается совершенно недопустимый в нашей профессии педагогический цинизм, с которым жить-то, может быть и веселее, и удобнее, но не в школе, так как циники всё недооценивают и всему на свете придают понижающий коэффициент стоимости. Когда такая «оценка» происходит на глазах и ушах детей, то кроме как «сбиться с курса» это им ничего не даёт. Ну разумеется, кроме смеха, может быть…

907. Физическое ощущение красоты, что от преподавательниц, что от ученического исполнения музыки, – всегда меняет наше настроение в школе к лучшему…

908. Музыкальная педагогика – не страдание, но и не наслаждение с чаепитием, а очень непростое дело, которое мы обязаны выполнять абсолютно с каждым учеником и честно доводить его с каждым из них до логического конца…

909. Не стоит говорить в школе о справедливости публично. И не потому, что нелюбимы будете в ней администрацией, а это занятие может привести вас к немалым неприятностям...

910. Педагогическая нравственность отличается от педагогической безнравственности тем, что первая – профессионально действует во благо учащихся, а вторая – преследует лишь личные интересы в профессии…

911. Педагогическая неуверенность питается исключительно сомнениями преподавателя. И как только его сомнения превращаются в его же уверенность о невозможности выполнения чего бы то ни было в классе, как ей на смену и приходит его злополучная профессиональная неуверенность…

912. Собираясь подвергнуть критике плохо сделанный реферат или методическое пособие коллеги, для усыпления его бдительности, её всегда разумнее начинать с того, что окажет автору и критикуемому нечто вроде уважения и почтения. Потом можно и камня на камне не оставить от его писанины, и особенно, – от него самого...

913. Достоинство не редактированной нотописи музыки (уртексты) в том, что она даёт нам возможность прикасаться к чистому и незамутнённому издателями и составителями историческому первоисточнику…

914. Давно известно в школе: ученический талант надо развивать и эксплуатировать, эксплуатировать и развивать. Поощрять – совсем не обязательно. Но вот не удушать и не перелицовывать – обязательно. Ибо, талант – редкость, и его лучше систематически и осторожно поддерживать в своём развитии…

915. По сути дела, всегда можно сойти за умного в школе, если только придерживаться всего лишь 4-х простых правил: спрашивать всех в школе всегда разумно, внимательно и с интересом всех слушать в ней, спокойно всем отвечать в школе и сразу переставать говорить в ней, когда уже больше нечего сказать. И это не какое-то открытие, а очень древняя истина, о которой мы, нередко, совершенно забываем находясь в школе…

916. Если родителям сказать правду об их детях сразу, то контингент обучающихся в ДМШ России резко упадёт, но детство в государстве от этого, как таковое, не станет более безопасным…

917. Что требуется от «рабочей лошади» в школе, так это её большое трудолюбие, выносливость и молчаливое согласие на непомерно низкую оплату своего труда в ней…

918. Все участники учебного процесса вместе могут совершить то, чего не в силах сделать по отдельности ни один из них. Их согласие умов, сердец, рук и сосредоточение их сил может стать почти всемогущей силой прогресса обучения…

919. Выражение «детство – богато дарованиями и талантами» напоминает нам, что мы очень плохо работаем с детьми в школе, и, зачастую, только гробим их таланты и дарования. Правда, кое-кто из них всё равно выживает, несмотря ни на какие наши усилия и старания не допускать перенаселения школ подобными лицами…

920. Творческая неудача или неуспех преподавателя – не есть какое-то его преступление или обман кого-то. В школьной жизни такое бывает сплошь и рядом. Но преступно преподавателю как не ставить перед собой никаких целей, так и ставить перед собой такие, которые ниже собственных творческих возможностей…

921. Надо различать три вида профессиональной смелости преподавателя: простая смелость – когда он перестаёт бояться своих педагогических страхов. Безрассудная смелость – когда он этими страхами пренебрегает. Бесшабашная смелость – когда он во время своих педагогических действий думает о чём-то другом…

922. Педагогический брак обеспечивает с одной стороны, как известно, необходимую преемственность, громко сказать, рода человеческого, а с другой, является основанием называть преподавателя в школе, при необходимости, – злостным бракоделом…

923. Для преподавателя – доверчивость, – большой педагогический недостаток, а для ученика – только попутный ветер в обучении у учителя…

924. Конечно, сильное музыкально-художественное начало в преподавателе – это замечательная штука. Но если оно будет превалировать, например, у какого-нибудь государственного деятеля в области культуры или образования, то оно становится уже не лучшим качеством в нём. Или не так?..

925. Согласно последним статистическим данным по начальному музыкальному образованию, чем выше уровень интеллекта и самосознания педработников, тем меньше они смотрят ТВ и тем больше становятся потребителями соцсетей и Интернета. Однако, опросы общественного мнения этих же категорий граждан показывают, что всё происходит ровно наоборот: чем больше преподаватели смотрят ТВ и находятся в соцсетях и Интернете, тем ниже становится уровень их интеллекта и самосознания. Чему верить?..

926. Хорошо вместе петь хором, что-либо строить, советоваться с доверенными, а вот принимать решения преподавателю лучше в одиночку…

927. Если у участников учебного процесса есть согласие, то там всегда есть и успех…

928. Пока директор в школе не крикнет первым – «караул!», остальные преподаватели никакой для себя опасности не чувствуют и не видят в ней...

929. Порою, нет ничего хуже постоянного успеха наших коллег, особенно когда они его заслужили… Всё им, да им…

930. Педколлектив – словно ансамбль или даже оркестр. Когда директор каждого из его участников поставит на своё место, выдаст им ноты и определит задачу, то всегда получается довольно согласованная и слаженная педагогическая музыка…

931. Два взрослых интеллекта, родитель и преподаватель, действительно сошедшихся вместе в учебном процессе, неизбежно создают некоторое третье качественное измерение, которое может быть приравнено к новому интеллекту, принадлежащему уже ученику...

932. Давно замечено, что педколлектив всегда одерживает верх над преподавателем-одиночкой, особенно, если коллектив прикормлен неглупым директором…

933. Даже чтобы бороться за свои права в школе, борцам необходимо создать, хотя бы маленький, но коллективчик...

934. Кажется совершенно бесспорным, что если бы мы все «сходили с ума» на один лад и абсолютно одинаково, то мы могли бы довольно хорошо уживаться со всеми без исключения подобными себе коллегами...

935. Настоящая личность, вливаясь в педколлектив, не теряет себя. Напротив, только в коллективе личность преподавателя может достичь высших ступеней своего развития и совершенствования…

936. Если какой преподаватель воображает, что в школе может обойтись без коллег – тот очень сильно заблуждается, но тот, кто думает, что школа не может обойтись без него – заблуждается ещё больше…

937. Тесная работа преподавателя с другими участниками учебного процесса хороша ещё и тем, что всегда позволяет сваливать свою вину на других...

938. Правильные цели педагогического труда порождают в преподавателях такую силу учебных и творческих свершений, какой они редко могут достичь без целеполагания…

939. Всегда плохо, когда мы принимаем коллективное мнение педсовета за всеединство духа в нём преподавателей…

940. Неужели проявилось бы в педколлективе стадное чувство, если бы не обнаружилось в нём пары «паршивых овец»?..

941. Некоторые псевдопрогрессивные образовательные инновации, чиновники от образования играючи превращают в жизненно важные задачи образовательных учреждений...

942. Чтобы пробить стену непонимания коллег в школе нужен или большой и крепкий лоб, или хорошая поддержка администрации...

943. Коллективный разум преподавателей, особенно в последние времена, имеет сильно подмоченную репутацию и часто проявляется лишь в виде коллективного безумия или глупости в чём-нибудь педагогическом...

944. Работа преподавателя в классе удобна ещё и тем, что крайний всегда находится под рукой…

945. Когда в школе появляется талантливый преподаватель, то появление в ней других, таких же, становится совсем не простым делом; талантливые преподаватели не любят работать в кругу себе равных…

946. Молодому преподавателю, приходя в новый для себя педколлектив, совсем необязательно в нём растворяться или быть занозой для всех...

947. У некоторых педагогических характеров, впрочем, как и у множества вещей в природе, всегда несколько сторон, причём не все они приятны и удобны в общении…

948. Самых довольных преподавателей имеет та школьная администрация, которая постоянно создаёт иллюзию, будто все они – талант на таланте и все очень востребованы обществом…

949. Преподавателю надо приложить немало труда, чтобы исправить то, что было испорчено плохим отношением и ленивыми  руками ученика. И наоборот: когда преподаватель сам наошибается в обучении ребёнка, то исправить его брак может только случай или судьба, но не ученик…

950. В каждом из нас есть нечто такое, что нельзя сломать запросто – это характер…