Памяти Кирилла Стремоусова посвящается...
Эпиграф:
— Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
М.Ю.Лермонтов
Казалось, что могло быть хуже, чем оказаться в одном из туннелей метро, заблокированном снаружи ненасытными флигелями. Таким безобидным и знакомым с детства названием спустя десять лет после катастрофы стали называть грозных тварей, внешне похожих на рысь, способных в мгновение ока уловить малейшие движения в радиусе нескольких метров. Эти существа умели также быстро передвигаться и, улавливая малейших шорох, вертели пятнистыми клыкастыми мордами словно флигеля на ветру, а, обнаружив жертву, нападали незамедлительно.
Сергей сидел в западне, не зная, что предпринять дальше. От нападения тварей его спасала только толща земли.
…Одиннадцать лет прошло с момента катастрофы, с того самого момента, как два брата-близнеца, планируя свой летний отдых, решили разделиться: Сергей остался в Москве, готовиться к свадьбе, а Митя поехал в составе археологической экспедиции на юг, в Молдавию, на раскопки Бендерской крепости. На тот момент на территории крепости дислоцировалась воинская часть, поэтому раскопки велись под бдительным присмотром военных. Многое говорили о Бендерской крепости старожилы. Всех кладоискателей влекли сокровища, которые якобы спрятал в подвалах крепости украинский гетман Мазепа. Митяй, будущий археолог, учился на историческом факультете и записался добровольцем, к тому же, в вузе обещали зачесть археологическую практику.
Вспоминая события минувших лет, Сергей жалел, что позволил брату поехать в ту злополучную экспедицию. Если бы не она, то брат, возможно, остался бы жив и жили сейчас бы они вместе, в метро. Но называть метро таким будничным словом «метро», честно сказать, после катастрофы язык не поворачивался.
Дом… родной дом, крепость, защищающая от всех напастей верхнего враждебно-исчезающего мира: радиации, монстров-мутантов, которые наводнили поверхность флоры и фауны, - от всего, что превратилось в обломки цивилизации.
Хотя, неизвестно, успел бы Митяй добежать до какой-либо станции метро, успокаивал себя Сергей, а если бы и успел, то не факт, что во всей образовавшейся суматохе судьба столкнула их в гигантском чреве туннелей.
Жили братья в московском районе Вешняки, рядом со станциями метро Выхино и Новогиреево. Любили прогуливаться в парке-усадьбе графа Шереметьева, что располагалась неподалеку, и, обходя длиннющее озеро, глазеть на уток с утятами, подкармливая их хлебом. Дворцовая роскошь, слегка задетая временем, что проявлялось в отколотых местами барельефах зданий и потерявших яркость красок куполах, но, в целом, образуя великолепный архитектурный ансамбль желто-зеленого цвета, удачно гармонировала с зелеными дубами и красиво посаженными на клумбах цветами. Но гордостью усадьбы была галерея статуй, которая логично завершала садово-парковую архитектуру. Ассиметрично расположенные по периметру главной парковой аллеи, статуи создавали роскошное мраморное обрамление дворца.
Находясь внутри дворца, невольно размышляли о жизни, быте и укладе дворян и придворных 18 века, центральный зал дворца поражал своим великолепием и убранством. Громадная люстра с потускневшей от времени позолотой и обилием хрусталя свисала с потолка, отражаясь в многочисленных зеркалах и, сверкая на свету и поражая своим великолепием, наводила на мысль о балах, которые регулярно проводили обитатели дворца.
Преемственность поколений… Так много было в этом слове… Старинная русская усадьба, сохранившаяся практически в первозданном виде. Ее великолепием пользовались несколько столетий тому назад, ее великолепием продолжали восхищаться и до самой катастрофы. Усадьба – вот то связующее звено, которое объединяло людей очень далекого прошлого и прошлого. Шло время, менялись поколения, но неизменной оставалась усадьба.
Особенно любил эту усадьбу Митяй. Как историк-археолог, он проявлял интерес к архитектуре старинных зданий и сооружений. Митяй также грезил различными подземными ходами в старинных особняках и утверждал, что каждое здание в пределах Садового Кольца, и не только, имеет тайный подземный ход, который ведет не иначе как к Кремлю или к секретным веткам метро. Даже был членом одной из групп сталкеров, занимающихся изучением неизведанных туннелей под Москвой и туннелей секретного метро.
Преемственность поколений… так много и одновременно так мало есть в этом слове… Сталкер… Неотъемлемая составляющая, нет, необходимая составляющая сегодняшнего фантасмагорически-иллюзорного мира.
Митяй говорил, что во дворце усадьбы есть тайный подземный ход, который на планах и на схемах дворца не отмечен. Правда, где он и куда он ведет, он так и не успел выяснить…
В память о брате Сергей стал сталкером, теперь он исследовал подземелья.
Продолжение. Глава 2