Автор: Людмила Базарова
Дом по ул. Советской, 3 был внесен в список памятников архитектуры и градостроительства местного значения в далеком 1986 году согласно решению №18 Саратовского областного исполнительного комитета Совета народных депутатов от 6 января.
Владельцами дома в течение XIX – начала XX-го века были последовательно несколько представителей разных сословий города Саратова: одноэтажное здание переходило из рук в руки от дворян Скибиневских к купцу Антонову, а затем — к инженеру Вячеславу Августовичу Яхимовичу.
Здание было настолько прочным, что последний владелец с успехом надстроил два этажа для того, чтобы сдавать квартиры внаем и получать довольно неплохой доход.
В начале 20 века Саратов был одним из крупнейших городов Российской империи, строить неэстетичные дома было зазорно. Вот и надворный советник, по совместительству преподаватель специальных предметов механико-технологического училища инженер В.А. Яхимович оставил нам в наследство одно из красивейших зданий нашего города, которое сейчас находится буквально «при смерти».
Трехэтажное кирпичное здание в стиле модерн стало яркой достопримечательностью города благодаря выразительному эркеру, украшенному скульптурами юных девушек вверху и "держащемуся" на плечах изваяний пожилых женщин.
Здание не просто красиво. В нем инженер Яхимович внедрил свое главное изобретение, запатентованное в России и Европе — паро-бетонное отопление. Суть заключается в следующем: отопительные элементы — стальные трубы с теплоносителем в виде пара – проходят внутри стен (они также могли располагаться в перилах лестниц, скульптурах и т. д.) и выходят наружу, где покрываются слоем бетона, гипса, дерева или цемента. Вячеслав Яхимович запатентовал эту технологию не только в России, но также в Германии и Великобритании. И никаких выступающих радиаторов, как сейчас. Такой принцип отопления переродился ныне в модную систему «теплый пол» и еще совсем молодую – «теплый плинтус». Таких домов в современной России осталось два, один — в Санкт-Петербурге. А вот в Европе, кстати, такая система отопления до сих пор считается самой эффективной и прогрессивной!
В Санкт-Петербурге здание с паробетонным отоплением оказался не просто так. В 1923 году Вячеслав Августович переехал в Петербург из-за учебы там старшего сына. Вместе с ним переехала его вторая жена и трое детей.
Судьба Яхимовича в профессиональном плане сложилась довольно удачно: после окончания Харьковского технологического института он, 25-летний молодой человек, вернулся в Саратов и устроился преподавателем специальных дисциплин в Саратовское соединенное механико- и химико-технологическое училище (ныне Колледж СГУ им.Яблочкова).
В это же время в личной жизни Вячеслава Августовича разыгрывалась личная драма: его первая жена находилась в Харькове, в психиатрической лечебнице, с неизлечимой болезнью.
С огромным трудом молодому инженеру удалось получить развод и забрать себе дочь Наталью. Впоследствии, в 1905 году, он женился на петербуженке Елене Александровне Лимониной, в семье появились трое детей — две дочери и сын.
Никакие личные обстоятельства не помешали Вячеславу Августовичу идти вверх по карьерной лестнице в качестве преподавателя и быть успешным ученым. За короткое время (около 8-9 лет) он получил российские патенты: № 21387 за разработанную им систему использования голландских печей в качестве центрального обогревателя для водяного отопления, собственную систему парового котла (патент № 27528). Гонорары за патенты и позволили приобрести доходную недвижимость, которая сто лет украшала наш город.
В постсоветский период здание постепенно разрушалось, в 2015 году в доме вспыхнул пожар, сейчас дом бесхозный и почти умер.
Печальная судьба и у семьи Яхимовича: он умер от голода в 1942 году в блокадном Ленинграде, умер тогда же и его сын. Про его жену и дочерей сведений мы не нашли. Место захоронения известного ученого неизвестно.
На данный момент архитектурный памятник регионального значения находится в аварийном состоянии, разрушаемый грунтовыми водами и все больше проседающий под землю. 17 сентября 2015 года в здании был пожар.
На днях состоялись очередные торги, где Администрация города выставляля здание за 12,5 млн руб. Но покупатель так и не нашелся.