Я чувствую себя словно перед непостижимой тайной – перед нежданными слезами, которые набегают невольно, в каком-то месте, когда читаешь стихи. И хоть я знаю теорию этого психологического явления, оно мною распоряжается каждый раз так, словно я ничего не знаю. Каждый раз – как в первый раз. – Чудо!
В этот раз чудо породила простая неожиданность.
Наталья Хмелевская, 2014 г.
Посвящаю эти строки всем павшим на Саур-Могиле
ДВА СОЛДАТА
Стояли рядом два солдата,
Бок о бок первый со вторым:
Один был рядовой Панкратов,
Другой был ополченец «Крым».
.
Курили рядом два солдата:
У «Крыма» - сигаретный дым,
Махоркою дымил Панкратов,
И на груди медаль «За Крым».
.
Стреляли рядом два солдата,
К врагу всегда непримирим,
Фашистов бил храбрец Панкратов,
Фашистов бил отважный «Крым».
.
- Прием!, - кричали два солдата.
- Прием, прием! Как слышишь, «Крым»?
- Держите высоту, Панкратов!
- Любой ценою, говорим!
.
Пошли в атаку два солдата,
Бок о бок первый со вторым:
Шагал Панкратов в сорок пятом,
А рядом – ополченец «Крым»!
.
Лежали рядом два солдата.
Навек остался молодым
Тот рядовой Иван Панкратов,
Тот ополченец - просто «Крым».
.
Стояли рядом два солдата -
В граните память всем живым.
А дед был рядовой Панкратов,
А внук был ополченец «Крым».
Там, где я читал это стихотворение, посвящение было напечатано не перед стихами, как обычно, а после них. И так же – имя автора и дата создания. Потому упомянутая неожиданность и случилась. Оказалось, что это люди из разных войн. Из Великой Отечественной и из теперешней, гражданской, начавшейся в 2014-м.
А потом я стал перечитывать, и… ляп за ляпом, не замечаемые при первом прочтении. Медаль «За Крым» «была учреждена в Англии 15 декабря 1854 года задолго до окончания боевых действий в Крыму и выпущена 6 января 1855 лондонским Королевским монетным двором» (https://little-histories.org/2015/09/06/krym_marsh/).
Это каким же чудом могла она в Великую Отечественную попасть почти через 100 лет к рядовому Панкратову, штурмовавшему Саур-Могилу в 1943 году?
Другой ляп связан с заявленным «рядом» и «Бок о бок» шаганием воюющими «в атаку». Это могло быть метафизически только на Саур-Могиле. Но режется 1943-й с «Шагал Панкратов в сорок пятом».
И эти ляпы есть совершенная ерунда для эстетической оценки!
Не верите?
А Пушкину поверите?
«Раевский хохотал над следующими стихами:
Он часто в сечах роковых
Подъемлет саблю — и с размаха
Недвижим остается вдруг,
Глядит с безумием вокруг,
Бледнеет etc.» (https://rvb.ru/pushkin/01text/07criticism/02misc/1031.htm).
.
Многие люди, не имеющие эстетического вкуса, просто звереют, прочтя подобные странно мотивированные силлогизмы. И как только меня ни ругают. – Самое печальное, что остаются при своём мнении, сколько б я ни старался их переубедить. Раевского Пушкин, видимо, тоже не переубедил, раз потом-потом отомстил ему этим вот саркастическим замечанием. И ведь Раевский же был аристократ. То есть, казалось бы, с таким воспитанием, которое гарантировало приличный эстетический вкус. – Нет. Никакой гарантии… Чего ж хотеть от современников, совсем не аристократов, учившихся в школах, способных довести учеников до ненависти к литературе, как и случилось со мной. Благо я перевоспитался.
Удивляет меня и другое: почему я не отчаиваюсь. День за днём из года в год.
21 декабря 2022 г.