- Вот наша прабабушка Софья со старшими детьми Ниной и Шурой, - объявила Зоина Таня.
Мы представили: вот Нина достаёт альбом, сажает рядом маленькую Зоину Таню, переворачивает страницы, касается пальцем лиц и называет:
- Смотри, это мама, это я, это маленький Шура.
Нинины слова задержались в дальних уголках Таниной памяти, и теперь Тане внезапно, как во время спиритического сеанса, являлись откровения. Ведь мы именно это и делали: вызывали духов прошлого. Они пробуждались, водили Таниной рукой, и рука печатала:
- Девичья фамилия Софьи была Кляцкина. Жили Кляцкины в Двинске.
Поскольку это был Софьин альбом, и фотографии в основном изображали членов её семейства, то мы познакомились с Кляцкиными раньше, чем с Агранатами.
- У Софьи были две сестры и брат-фотограф, хозяин фотоателье, - вещала Зоина Таня.
И, впадая в медитативный транс, добавляла:
- Младшую сестру звали Мария. А ещё у них была Берта. Кого же звали Бертой? Кажется, их маму…
Зоина Таня сканировала и выкладывала по несколько снимков за раз. Нечего и говорить, что каждое наше утро начиналось с проверки чата. Наконец, пришло время, когда Таня добралась до почтовой карточки 1904 года с портретом одной из Софьиных сестёр. Открытка была подписана именем “Берта”. Значит, имя всплыло в Таниной памяти не случайно: так действительно звали Кляцкину, только не матушку Софьи, а сестру. Благодаря подобной открытке открылось и имя брата: Маркус.
Ещё совсем недавно мы только и знали, что прабабушку звали Софьей. Её жизнь была закрыта от нас как дверь в комнату взрослых, когда малышам пора спать. Мы в детстве просили родителей оставить щёлочку, чтоб свет из гостиной примирил с темнотой. Но теперь, когда дверь к Софье приоткрылась, и стало понятно, что там сияют лампы, звенят голоса, и вообще, кипит жизнь, то довольствоваться щёлочкой стало невыносимо.
И мы шагнули за порог.
Что мы имели?
Во-первых, город - Двинск. Во-вторых, имена - Софья, Берта, Мария и Маркус. И в-третьих, мы знали, что Маркус работал фотографом.
Интернет выдаёт трёх Двинских фотографов по фамилии Кляцкин, и один из них - с инициалами М.И. Чем не Маркус Исидорович?
И в интернете, и в альбоме Софьи есть его работы. Обычно реверс фотографии служил фотографу рекламой, отражая его достижения: медали, награды, победы в конкурсах. Именной бланк заказывали специально. Но Маркус, очевидно, не мог себе позволить такой роскоши. Он и в письме Софье жаловался, что дела идут неважно. О его авторстве свидетельствует простая печать на безликом реверсе: “Фотографъ М.И.Кляцкинъ. Двинскъ”, а иногда ещё и адрес: “угол Офицерской и Александро-Невской ул., собственный дом, против колбасной Штрауса”.
Но мы обрадовались и такому бланку. Потому что, имея адрес, мы смогли сделать следующий шаг. И шагнули прямо в 1897 год.
Тогда проводилась Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Надо сказать, нам с ней здорово повезло: во многих губерниях переписные листы после статистической обработки данных уничтожались, но Двинские, по счастью, сохранились.
Судя по этим листам, в Двинске проживало колоссальное количество Кляцкиных, в том числе и в доме на углу Офицерской и Александро-Невской, где была фотомастерская Маркуса Кляцкина. Но одно семейство нам особенно приглянулось:
- Кляцкин Израель-Исер Мовшович, хозяин, 48 лет, купец, торговец обувью,
- Елля (или Ення) Израилевна, 42-х лет, купеческая жена,
Их дети:
- Шейна, 20 лет,
- Бася, 19 лет,
- Мордух, 18 лет, в то время ещё ученик-фотограф,
- Мера, 16 лет.
Вероисповедание иудейское, язык - еврейский. Прислуга: горничная, кухарка и продавец в магазине.
Этот ребус мы расшифровали так: Шейна - это Софья, Бася - Берта, Мера - Мария, Мордух - Маркус. Наши!
Портреты родителей Софья поместила на первый разворот альбома. Теперь мы знали их не только в лицо, но и по именам.
А дальше находки стали всё интереснее и интереснее.
Начало наших историй можете прочитать тут.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжения)