Найти тему

Искусственная кровь - миф или реальность?

Переливание крови при операциях и тяжелых травмах происходит ежедневно в каждой клинике мира, поэтому потребность в крови велика. Эту потребность мы покрываем за счет донорской крови, а ее сейчас «много, но мало». То есть ее столько, что можно перевозить цистернами, но постоянно не хватает!

Помимо того, что донорской крови постоянно не хватает, с ней вообще работать неудобно и опасно. Она частенько может быть источником гемотрансмиссивных инфекций. Это более дюжины вирусов (включая ВИЧ, гепатит В, С и Е, герпес человека 8-го типа и т. п.), десятки бактерий и паразитических простейших (возбудители сифилиса, малярии, лейшманиоза, болезни Чагаса, сальмонеллеза и др.) И конечно же — прионы (губчатая энцефалопатия). От них форменные элементы крови и не отчистишь особо. А от прионов и вирусов даже препараты крови не обезопасишь.

Искусственная кровь — давняя и всё еще недостижимая мечта медиков, однако советский исследователь Феликс Белоярцев, открыв перфторан, приблизился к ее воплощению ближе других. Созданный на основе перфторуглеродных соединений, он мог компенсировать в организме пациента недостаток кислорода за счет абсорбционного механизма его переноса. Доклинические испытания показали низкую токсичность и хорошую выживаемость при травмах, ожогах и других экстренных случаях. В обиход ученых и журналистов перфторан вошел как «голубая кровь» — по небесно-голубому цвету эмульсии.

-2

Его достоинства были очевидны:

  • отсутствие риска заражения вирусами,
  • совместимость с любой группой крови при переливании,
  • производство в лабораторных условиях,
  • oтносительная лёгкость хранения (в экстренных ситуациях сухую искусственную кровь разбавить специальным водным раствором, и в течение нескольких секунд она будет готова к применению),
  • ускоряет перенос кислорода к тканям (большее количество кислорода на одну молекулу его переносчика).

26 февраля 1984 года Фармкомитет СССР, приняв во внимание всю информацию о препарате, дал разрешение на клинические испытания. Дело шло к Государственной премии и окончательной сертификации препарата. И тут что-то пошло не так....

Началась спланированная информационная атака, и Академия наук запретила препарат к испытаниям и лицензированию. Уже в 1997 году права на патент перекупили не связанные с наукой бизнесмены, а в 2015-м, когда патент закончился, права продали в США. Но наладить его производство на Западе так и не удалось.

В 2018 году перфторан вернулся в Россию. Его «резюме» несколько поменялось — он перестал значиться заменителем крови.

Перфторан активно используется в ветеринарии и медицине, хотя новейшие эксперименты подвергли сомнению некоторые из его свойств.